Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 677890-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В связи с использованием в наименовании проектируемого федерального закона термина "участники туристского рынка" полагаем необходимым раскрыть его содержание, поскольку такой термин не содержится ни в Федеральном законе от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 132-ФЗ), ни в проекте федерального закона.
В пункте 2 статьи 1 законопроекта, предусматривающем внесение изменений в статью 4.1 Федерального закона N 132-ФЗ, следует исключить указание на статью 14.51 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в связи с тем, что нумерация статей Кодекса может изменяться. Кроме того, полагаем необходимым в части девятой новой редакции статью 4.1 Федерального закона N 132-ФЗ исключить положение о том, что осуществление незаконной туроператорской деятельности влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку в статье 20 Федерального закона N 132-ФЗ предусмотрено, что нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, что финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта, выплату денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, то есть исключаются случаи ненадлежащего исполнения (см., например, новую редакцию статьи 4.1, изменения в статьи 17.1, 17.6 Федерального закона), что, по нашему мнению, снижает гарантии прав туриста.
В абзаце двадцать девятом проектируемой статьи 4.1 Федерального закона N 132-ФЗ предусматривается, что в реестре туроператоров должна указываться общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за отчетный период (год), под которой понимается общая стоимость (цена) туристского продукта в сфере выездного туризма (без учета налога на добавленную стоимость и иных налогов, увеличивающих цену туристского продукта). Указанную формулировку предлагаем заменить на "стоимость туристского продукта по данным бухгалтерского учета", что позволит предусмотреть критерии для определения стоимости и не учитывать косвенные налоги. Кроме того, в указанном абзаце дано условное наименование общей годовой цены туристского продукта. Полагаем необходимым по тексту законопроекта использовать данное условное наименование.
В целях ясности и определенности проектируемых норм полагаем необходимым в новой редакции статьи 4.1 Федерального закона N 132-ФЗ уточнить основание для исключения сведений о туроператоре из реестра, которым является "заключение договоров перевозки, включая договор фрахтования, с нарушением существенных условий".
Изменения в статью 10 Федерального закона N 132-ФЗ предусматривают заключение договора в письменной форме или путем обмена документами в электронной форме. В связи с этим обращаем внимание на норму пункта 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
В проектируемой статье 11.6 Федерального закона N 132-ФЗ объединению туроператоров в сфере выездного туризма предоставлено право вносить предложения по увеличению или уменьшению минимального размера фонда персональной ответственности на одного туриста в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В связи с этим неясно, о каком порядке идет речь. При этом следует учитывать, что минимальный размер фонда персональной ответственности на одного туриста установлен в законопроекте.
Положение новой редакции статьи 17.2 Федерального закона N 132-ФЗ, устанавливающее обязанность туроператоров представлять копию бухгалтерской отчетности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, следует соотнести с предметом ее регулирования.
Положение части пятой новой редакции статьи 17.3 Федерального закона N 132-ФЗ, согласно которому требование о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора может быть предъявлено туристом и (или) иным заказчиком страховщику, предоставившему финансовое возмещение, по основаниям, возникшим как в течение срока действия финансового обеспечения, так и до начала срока действия финансового обеспечения, следует соотнести с нормой пункта 2 статьи 957 ГК РФ, устанавливающей, что страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования.
Согласно части пятой проектируемой статьи 17.7 Федерального закона N 132-ФЗ отдельные показатели деятельности туроператора должны включаться в пояснительную записку к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Полагаем возможным в данном случае говорить о том, что такие показатели подлежат включению в годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, поскольку пояснительная записка входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности только в силу требований Приказа Министерства финансов России от 2 июля 2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". В случае изменения указанного подзаконного акта соответствующая норма федерального закона не будет действовать.
Предлагаемые проектом изменения (пункт 1 статьи 2) в часть 1 статьи 3.5 Кодекса необходимо привести в соответствие с санкциями статьи 14.51 Кодекса (пункт 2 статьи 2 проекта), согласно которым размер административного штрафа для должностных лиц в частях 1 и 3 указанной статьи устанавливается до ста тысяч рублей, а для юридических лиц в части 1 - до десяти миллионов рублей.
В связи с переименованием компенсационного фонда в резервный фонд и в связи с созданием фонда персональной ответственности туроператора обращаем внимание, что принятие законопроекта потребует также внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, поскольку в нем освобождаются от налогообложения только средства компенсационного фонда (статьи 251 и 270 НК РФ).
В проекте имеются внутренние противоречия. Так, в новой редакции статьи 4.1 Федерального закона N 132-ФЗ говорится о договорах перевозки, включая договор фрахтования, а в новой статье 10.2 Федерального закона N 132-ФЗ наряду с договором фрахтования воздушного судна говорится "об иных договорах, заключаемых для целей организации перевозки туристов".
Отмечаем, что не во всех положениях Федерального закона N 132-ФЗ осуществлена замена слова "компенсационный" словом "резервный" (см., например, абзац пятый части первой статьи 11.3 Федерального закона).
В законопроекте следует привести в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" термин "бухгалтерская (финансовая) отчетность".
Полагаем необходимым унифицировать используемые в проекте федерального закона термины "финансовое обеспечение ответственности туроператора", "финансовое обеспечение" (см., например, пункт 2 статьи 1 проекта и новые редакции статей 17.2, 17.3 Федерального закона N 132-ФЗ), уточнить отсылки в абзаце двенадцатом части двадцать четвертой новой редакции статьи 4.1, абзаце четвертом части третьей новой редакции статьи 10.1 Федерального закона N 132-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзаце двенадцатом части двадцать четвертой новой редакции статьи 4.1" следует читать "абзаце двенадцатом части двадцать пятой новой редакции статьи 4.1"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзаце четвертом части третьей новой редакции статьи 10.1" следует читать "абзаце девятом части третьей новой редакции статьи 10.1"
Поскольку изменения вносятся только в два законодательных акта, наименование законопроекта необходимо оформить следующим образом:
О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы Российской Федерации
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.