Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 677890-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации"
(утв. решением Комитета от 20 января 2015 г. N 126/5)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 677890-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на усиление ответственности участников туристского рынка и повышение уровня правовой защиты туристов в сфере выездного туризма.
Пунктом 3 и подпунктом "в" пункта 5 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить соответственно статью 6 Федерального закона, определяющую права туриста, и статью 10 Федерального закона, устанавливающую особенности реализации туристского продукта, положением о наделении туриста возможностью добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора. Комитет считает, что данное положение следует исключить из законопроекта, поскольку, с одной стороны, и при отсутствии такой записи турист может предпринять любые не запрещенные законом действия в защиту своих прав и законных интересов (при этом они могут не ограничиваться заключением договора страхования), с другой стороны, такая запись может привести к навязыванию туристам дополнительных услуг со стороны недобросовестных туроператоров и турагентов.
Пунктом 12 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить Федеральный закон новой статьей 11.5, определяющей порядок возмещения расходов резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Часть первая названной статьи предусматривает, что в пределах суммы расходов, понесенных объединением туроператоров в сфере выездного туризма на оказание экстренной помощи туристу, к объединению туроператоров в сфере выездного туризма переходит принадлежащее туристу право требования о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора к страховщику либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии. При этом согласно части второй этой же статьи сумма расходов, понесенных объединением туроператоров в сфере выездного туризма на оказание экстренной помощи туристу, подлежит взысканию в порядке регресса по иску объединения туроператоров в сфере выездного туризма с туроператора. Закрепляемая законопроектом возможность одновременного получения объединением туроператоров в сфере выездного туризма возмещения расходов резервного фонда на оказание экстренной помощи туристу как от лица, предоставившего финансовое обеспечение туроператору, так и от самого туроператора противоречит положениям главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускающей неосновательного обогащения. В связи с этим статья 11.5 нуждается в доработке с учетом того, что право регресса может возникнуть у объединения туроператоров в сфере выездного туризма только в том случае, если объединение не получит страховую выплату или выплату по банковской гарантии либо в размере расходов, превышающих такие выплаты. Если же лица, предоставившие финансовое обеспечение, требования объединения туроператоров в сфере выездного туризма удовлетворят в полном объеме, то право регресса к туроператору должно возникать у названных лиц и то только в том случае, если действия туроператора, повлекшие неисполнение его обязательств по договору, носили умышленный и виновный характер.
В статье 17.1 Федерального закона (подпункты "а" - "в" пункта 14 статьи 1 законопроекта) предлагается ограничить пределы ответственности лиц, выдавших финансовое обеспечение, только случаями неисполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта, исключив случаи ненадлежащего исполнения. В целом поддерживая такое изменение, Комитет тем не менее считает, что при его принятии возможна правовая неопределенность в тех случаях, когда вследствие досрочного прекращения туристической поездки в связи с приостановлением или прекращением деятельности туроператора, с которым у застрахованного лица заключен договор о реализации туристского продукта, такое нарушение не будет являться основанием для предъявления требований к страховщику или гаранту, поскольку часть обязательств была исполнена. Комитет считает, что в подобных случаях гарантии прав туристов не должны снижаться по сравнению с существующими в настоящее время.
Подпунктом "г" пункта 14 статьи 1 законопроекта предлагается изложить в новой редакции часть восьмую статьи 17.1 Федерального закона, предусмотрев, что досрочное расторжение договора страхования ответственности туроператора или одностороннее прекращение его действия не допускается, а банковская гарантия, выданная туроператору, не может быть отозвана. Вместе с тем, подобные ситуации могут возникнуть при ликвидации страховой организации или лица, выдавшего банковскую гарантию, однако законопроектом не устанавливаются какие-либо правила в случаях такого рода, а также ответственность за их нарушение и в этой части проект нуждается в доработке в части обеспечения непрерывности страхования (также соответствующей корректировки потребует и новая редакция статьи 17.3 Федерального закона (пункт 15 статьи 1 законопроекта).
Новая редакция статьи 17.2 Федерального закона (пункт 15 статьи 1 законопроекта) изменяет базу для расчета размера финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма, что на практике приведет к существенному (от 2,5 до 4 раз) увеличению размера финансового обеспечения. Как следует из пояснительной записки, подобные изменения направлены на более адекватное оценивание обязательств туроператора, которые подлежат обеспечению, и в этой части они, безусловно, заслуживают поддержки. Вместе с тем, в пояснительной записке не содержатся какие-либо расчеты, касающиеся реальной емкости страхового рынка России, а также возможности принятия на себя страховыми организациями возросших обязательств. Кроме того, в законопроекте никак не решена существующая на практике проблема несоответствия финансового положения страховых организаций и принимаемых ими на себя обязательств по договорам страхования ответственности туроператора, что дискредитирует саму идею страхования.
Согласно части пятой новой редакции статьи 17.3 Федерального закона (пункт 15 статьи 1 законопроекта) требование о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора и (или) выплате по банковской гарантии может быть предъявлено туристом и (или) иным заказчиком страховщику и (или) гаранту, предоставившему финансовое обеспечение, по основаниям, возникшим как в течение срока действия финансового обеспечения, так и до начала срока действия финансового обеспечения. Данное положение не соответствует пункту 2 статьи 957 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу, если в самом договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования. Также непонятно, почему новый страховщик должен нести ответственность по обязательствам, возникшим в период действия договоров страхования ответственности, которые были заключены туроператором с другим страховщиком, и на какой период может распространяться такая ретроспективная ответственность.
В целом текст законопроекта нуждается в редакционной и юридико-технической доработке. Так, представляется, что в последнем предложении части восьмой статьи 11.4 Федерального закона (подпункт "е" пункта 11 статьи 1) следует говорить о том, что прекращение членства туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма не является основанием для возврата ему средств, внесенных в резервный фонд этого объединения. В отдельных статьях законопроекта содержатся внутренние противоречия (например, в части третьей новой редакции статьи 10.1 Федерального закона как туроператор, так и турагент названы исполнителями по договору) и неправильные ссылки (см. абзац двенадцатый части двадцать четвертой новой редакции статьи 4.1 Федерального закона, абзац четвертый части третьей новой редакции статьи 10.1 Федерального закона).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзаце двенадцатом части двадцать четвертой новой редакции статьи 4.1" следует читать "абзаце двенадцатом части двадцать пятой новой редакции статьи 4.1"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзаце четвертом части третьей новой редакции статьи 10.1" следует читать "абзаце девятом части третьей новой редакции статьи 10.1"
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 677890-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Н.В. Бурыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.