Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 505691-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы М.Е. Старшиновым, А.Л. Красовым, В.В. Климовым, В.И. Лысаковым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив указанный проект федерального закона, сообщаем следующее.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон), устанавливающих запрет для иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства на нахождении в их в собственности земельных участков, которые расположены в границах территории объекта культурного наследия, а также в границах зоны охраны объекта культурного наследия.
В связи с установлением ограничения прав иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства следует иметь ввиду правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года N 8-П и от 17 декабря 1996 года N 20-П, согласно которым сама возможность введения федеральным законом ограничений данного права на землю, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю: запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации; право приобретать земельные участки только за плату; владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды и т.д. С учетом вышеизложенного, полагаем необходимым определить цели проектируемого ограничения, которые невозможно достичь без установления такого ограничения.
Обращаем внимание также на то, что ограничение оборотоспособности земельных участков, расположенных в границах территории объекта культурного наследия, а также в границах зоны охраны объекта культурного наследия, является предметом регулирования Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Вопросы, связанные с ограничением оборотоспособности земельных участков, регулируются статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 которой земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, являются ограниченными в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, в том числе иностранным гражданам.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.