Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 505691-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы М.Е. Старшиновым, А.Л. Красовым, В.В. Климовым, В.И. Лысаковым, А.Н. Васильевым, В.В. Трапезниковым, А.М. Меткиным, Г.К. Сафаралиевым, а также А.В. Богомазом в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 505691-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) и сообщает свое заключение.
Проектом федерального закона предлагаются изменения в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об объектах культурного наследия), предусматривающие введение запрета для иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства на приобретение в собственность земельных участков, которые расположены в границах территории объектов культурного наследия, а также в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Однако, в пояснительной записке отсутствуют статистические и аналитические данные о количестве и характере правонарушений, совершенных иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами и лицами без гражданства (далее - иностранные лица) в отношении объектов культурного наследия, их территорий, а также в границах зон охраны объектов культурного наследия, не указаны случаи, их статистика, при которых уведомления об устранении нарушений, направленные по иностранным адресам, остаются без ответа.
Учитывая отсутствие в представленных к законопроекту материалах достаточных обоснований, введение предлагаемых ограничений представляется противоречащим конституционно допускаемым целям ограничений прав и свобод.
Согласно данным ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации за 2013 год количество памятников истории и культуры, нуждающихся в разработке и утверждении зон охраны, составляет 105505 объектов, количество памятников истории и культуры, нуждающихся в утверждении территорий, также превышает 100 тысяч объектов.
Следует учитывать постоянно осуществляемую государственными органами охраны объектов культурного наследия работу по выявлению и включению в государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации новых объектов культурного наследия, в целях государственной охраны которых также будут установлены территории и зоны охраны.
Таким образом, по мере утверждения границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия будет увеличиваться число иностранных лиц, права собственности которых на земельные участки в границах указанных территорий подлежат прекращению в соответствии с предлагаемыми законопроектом ограничениями прав собственности таких лиц.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно пункту 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 306 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего права собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством.
Таким образом, реализация проекта федерального закона повлечет за собой расходы бюджетных средств. Однако, материалы к проекту федерального закона не содержат необходимых финансовых расчетов последствий его принятия.
Из проекта федерального закона не ясно, какому иному собственнику должны быть переданы подлежащие изъятию у иностранных лиц земельные участки и не определены взаимоотношения нового собственника с бывшими правообладателями, что повлечет за собой сложности с осуществлением мероприятий государственной охраны в отношении изъятых земельных участков.
Вместе с тем, в законодательстве Российской Федерации достаточно норм, направленных на защиту территорий объектов культурного наследия и земельных участков в границах зон охраны и предусматривающих в связи с этим ограничения прав физических и юридических лиц в отношении указанных территорий.
Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, являются ограниченными в обороте и не могут быть переданы в частную собственность, в том числе иностранным гражданам.
Установленные статьей 5.1 и статьей 34 Федерального закона об объектах культурного наследия режимы использования земельных участков в границах территорий объектов культурного наследия, а также в границах зон охраны объектов культурного наследия, обязательны для соблюдения любыми физическими и юридическим лицами, в том числе иностранными.
Необходимо отметить, что в 2013 году в связи с принятием Федерального закона N 96-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" значительно усилены санкции за нарушения требований законодательства об объектах культурного наследия, действие которых также распространяется на иностранных лиц в случае совершения ими правонарушений в отношении объектов культурного наследия, их территорий и зон охраны.
Согласно пункту 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, в связи с чем земельные отношения не являются предметом регулирования Федерального закона об объектах культурного наследия.
В связи с изложенным Комитет по культуре не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 505691-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект.
Первый заместитель |
Е.Г. Драпеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.