Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 505691-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (об установлении особенностей приобретения в собственность земельных участков в границах территорий объектов культурного наследия, зонах охраны объектов культурного наследия) - внесен депутатами Государственной Думы М.Е. Старшиновым, А.Л. Красовым, В.В. Климовым, В.И. Лысаковым, А.Н. Васильевым, А.В. Богомазом, В.В. Трапезниковым, Л.А. Огулем, Н.А. Шайденко, А.М. Меткиным, З.Я. Рахматуллиной, Е.Н. Сенаторовой, В.Е. Позгалевым, М.А. Кожевниковой, В.В. Ивановым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 505691-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (об установлении особенностей приобретения в собственность земельных участков в границах территорий объектов культурного наследия, зонах охраны объектов культурного наследия), внесенный депутатами Государственной Думы М.Е. Старшиновым, А.Л. Красовым, В.В. Климовым, В.И. Лысаковым, А.Н. Васильевым, А.В. Богомазом, В.В. Трапезниковым, Л.А. Огулем, Н.А. Шайденко, А.М. Меткиным, З.Я. Рахматуллиной, Е.Н. Сенаторовой, В.Е. Позгалевым, М.А. Кожевниковой, В.В. Ивановым (далее - Законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), устанавливающих запрет для иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства на приобретение в собственность земельных участков, которые расположены в границах территории объекта культурного наследия, а также в границах зоны охраны объекта культурного наследия.
Таким образом, Законопроектом предлагается урегулировать вопросы оборотоспособности земельных участков применительно к отношениям, в которых участвуют иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 23 апреля 2004 года N 8-П, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Таким образом, сам по себе подход, заключающийся во введении ограничений для иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства на приобретение земельных участков, расположенных на определенных территориях, не противоречит Конституции Российской Федерации и используется в отдельных положениях законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, Комитет считает необходимым обратить внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством. При этом, исходя из положений статьи 1 Закона N 73-ФЗ, земельные отношения не являются предметом регулирования данного закона.
В свою очередь, вопросы ограничения оборотоспособности земельных участков являются предметом регулирования статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, в частности, в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, являются ограниченными в обороте, то есть не предоставляются в частную собственность, в том числе иностранным гражданам.
На основании вышеизложенного, по мнению Комитета, ограничение оборотоспособности земельных участков, расположенных в границах территории объекта культурного наследия, а также в границах зоны охраны объекта культурного наследия, является предметом регулирования Земельного кодекса Российской Федерации, а достижение целей, изложенных в пояснительной записке, не может достигаться путем внесения изменений в Закон N 73-ФЗ.
Комитет также отмечает, что как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2003 года N 4-П, возможные ограничения федеральным законом права владения, пользования и распоряжения имуществом, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц.
Так, в настоящее время для иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства установлены ограничения для приобретения в собственность земельных участков на приграничных территориях в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации), а также земельных участков сельскохозяйственного назначения в целях обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Кроме того, как следует из пункта 1 статьи 34 Закона N 73-ФЗ обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории осуществляется путем установления зоны охраны объекта культурного наследия с особым режимом использования земель. В связи с этим, такой инструмент, как ограничение земельного участка в обороте, не в полной мере отвечает поставленным в пояснительной записке задачам, поскольку соответствующий особый режим землепользования в равной мере распространяется на любых собственников, владельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, расположенных в границах территории объекта культурного наследия, а также в границах зоны охраны объекта культурного наследия.
В отношении существования препятствий при направлении уведомлений об устранении нарушений иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами, а также при исполнении ими судебных решений, по мнению Комитета, данные вопросы должны решаться путем совершенствования соответствующих положений процессуального законодательства Российской Федерации.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.