Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 776943-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с действующей редакцией части второй статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемых небанковских кредитных организаций установлен дифференцированно:
90 млн. рублей - для небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 18 млн. рублей - для небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (платежные небанковские кредитные организации);
18 млн. рублей - для небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении указанных выше лицензий (в настоящее время к таким кредитным организациям относятся только небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитно-кредитные операции (далее - НДКО).
Минимальный размер собственных средств (капитала) для небанковских кредитных организаций Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не установлен. По состоянию на 1 июня 2014 г. общее количество действующих небанковских кредитных организаций (далее - НКО) составило 57, из них 44 расчетных НКО и 13 платежных НКО.
Число платежных НКО за период с 1 июля 2012 г. по 1 июля 2013 г. выросло с 1 до 12 единиц. Их появление и распространение на рынке банковских услуг обусловлено вступлением в силу Федерального закона "О национальной платежной системе".
Количество расчетных и платежных НКО и соответствующие объемы клиентской базы сопряжены с возрастанием банковских рисков и требуют адекватного уровня покрытия капиталом принимаемых обязательств.
Это актуально, а также применительно к НДКО, предназначенным для привлечения во вклады денежных средств юридических лиц и их размещения.
В соответствии с пунктом 12 раздела III "Об основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации и Банка России по обеспечению развития банковского сектора" Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года (далее - Стратегия) меры, направленные на увеличение капитальной базы кредитных организаций, имеют одно из ключевых значений для реализации целей Стратегии, направленной на повышение качества и уровня банковских услуг.
Установление с 1 июля 2015 г. единых для всех видов НКО требований к минимальному размеру уставного капитала (в отношении вновь регистрируемых) и к размеру собственных средств (капитала) (в отношении действующих) в сумме 90 млн. рублей позволит увеличить уровень капитализации банковского сектора Российской Федерации, повысить конкурентоспособность и эффективность банковского бизнеса, укрепить финансовую устойчивость кредитных организаций.
При этом дополнительно предусматривается установление условия, согласно которому НКО, размер собственных средств (капитала) которой на 1 июля 2015 г. ниже 90 млн. рублей, сможет продолжить деятельность при условии недопущения снижения размера собственных средств (капитала) ниже уровня, достигнутого на 1 июля 2015 г., с последующим доведением размера собственных средств (капитала) к 1 июля 2018 г. до уровня не менее 90 млн. рублей.
Кроме того, НКО, переставшим выполнять требования к размеру собственных средств (капитала) вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), определенной Банком России, предоставляется 12 месяцев для выполнения этих требований.
Одновременно предусматривается дополнение части второй статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" соответствующими положениями, расширяющими основания, по которым Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций у НКО.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.