Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 777765-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" направлен на усиление федерального государственного пожарного надзора на объектах с массовым пребыванием людей.
Действующая редакция Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает проведение экспертизы проектной документации, государственный строительный надзор на стадиях строительства, реконструкции и ввода объектов в эксплуатацию без участия органов федерального государственного пожарного надзора. С 1 января 2007 года органы федерального государственного пожарного надзора не осуществляют надзор на объектах нового строительства, реконструкции.
При этом МЧС России констатирует значительное увеличение пожаров на объектах, введенных в эксплуатацию после окончания строительства и реконструкции.
С 2007 по 2014 год количество пожаров на территории Российской Федерации на указанных объектах возросло с 875 до 969, в том числе на объектах с массовым пребыванием людей (торговые, развлекательные центры, другие места социального назначения и проведения досуга). В период с 2013 по 2015 год произошло более 20 крупных пожаров: в г. Владикавказе в торговом центре "Поиск", в г. Черемхово Иркутской области в торговом центре "Октябрь", в г. Кирове пожар в торгово-развлекательном комплексе "Фабрика", в г. Твери пожар в торговом центре "Радость", в г. Сарове Нижегородской области пожар в торговом центре "Атриум" и др.).
Анализ причин произошедших пожаров указывает на многочисленные нарушения требований пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и эксплуатации указанных объектов.
Так пожар, возникший 11 марта 2015 года в г. Казани в торговом центре "Адмирал" произошел из-за многочисленных нарушений пожарной безопасности.
Установлено, что в период с 2008 по 2013 год произведено изменение класса функциональной пожарной опасности с производственного здания на здание организации торговли, при этом требования пожарной безопасности не были соблюдены и федеральный государственный пожарный надзор после изменения класса пожарной опасности не проводился.
В связи с этим Государственный Совет Республики Татарстан разработал ряд законопроектов, направленных на усиление федерального пожарного надзора на объектах с массовым пребыванием людей. Одним из таких законопроектов ("О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности") вводится понятие "объекты защиты особого статуса", в которое включаются:
1) здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
2) гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
3) здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;
4) здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.
5) отдельно стоящие здания площадью 3500 кв. метров и более:
театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях;
музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
здания организаций торговли;
здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов.
На основании изложенного законопроектом предлагается дополнить статьи 49, 54, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации положениями, устанавливающими полномочия органов федерального государственного пожарного надзора участвовать на всех стадиях строительства (реконструкции) объектов защиты особого статуса, включая выдачу заключения при государственной экспертизе проектной документации, осуществлении государственного надзора на этапах строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию.
Принятие законопроекта позволит повысить эффективность правового регулирования общественных отношений, складывающихся в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов защиты особого статуса.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" не повлечет за собой необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.