Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 539959-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления пятидневной учебной недели для обучающихся, получающих начальное общее образование) внесен Законодательным Собранием города Санкт-Петербурга
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел проект федерального закона N 539959-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления пятидневной учебной недели для обучающихся, получающих начальное общее образование), внесенный в Государственную Думу Законодательным Собранием города Санкт-Петербурга, и отмечает следующее.
Авторы предлагают дополнить часть 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее-Федеральный закон) новым пунктом, согласно которому создание условий для эффективного усвоения обучающимися образовательной программы, их здорового развития будет являться одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.
Комитет отмечает, что предлагаемое изменение не учитывает положений пункта 15 части 3 статьи 28 и пунктов 1, 2 статьи 41 Федерального закона в соответствии с которыми организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся. Понятие "охрана здоровья обучающихся" включает в себя определение оптимальной учебной, в том числе внеучебной нагрузки, режима учебных занятий, продолжительность каникул.
Необходимо отметить, что при определении учебной нагрузки и режима занятий обучающихся должны учитываться утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря N 189 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10), согласно которым учебные занятия в первом классе проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену, во 2-11 классах обучение детей может осуществляться как по пятидневной, так и по шестидневной учебной неделе.
Согласно пояснительной записке, необходимость разработки проекта федерального закона вызвана тем, что в последнее время наблюдается неблагоприятная тенденция роста числа детей, страдающих различными заболеваниями и психическим переутомлением, возникающими в результате чрезмерной активной деятельности.
Однако, на состояние здоровья детей, помимо длительности учебной недели (пяти- или шестидневной), оказывают влияние такие факторы как недостаточная физическая активность, неправильное питание, несоблюдение режима дня и отдыха, неумение справляться со стрессовыми ситуациями и другие факторы. Поэтому утверждать, что введение пятидневной учебной недели окажет существенное влияние на улучшение состояния здоровья детей, не представляется возможным.
В целях профилактики переутомления обучающихся п. 10.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 рекомендуется предусматривать равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 1015 образовательная организация самостоятельно определяет сроки начала и окончания каникул.
Пункт 2 статьи 1 законопроекта, предусматривающий дополнение статьи 66 Федерального закона частью 13 об установлении для обучающихся, получающих начальное общее образование, пятидневной учебной недели с учетом объема образовательной программы и допустимой нагрузки, вступает в противоречие с частью 1 статьи 28, статьей 30 Федерального закона, согласно которым образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Вопросы разработки и принятия правил внутреннего распорядка обучающихся, в том числе установление пятидневной или шестидневной учебной недели, также отнесены к компетенции образовательной организации с учетом требований к условиям и организации обучения. Вместе с тем, количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной программы общеобразовательной организации регламентируется п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Внесение изменения в статью 66 Федерального закона повлечет нарушение права образовательной организации на самостоятельность в осуществлении образовательной, административной деятельности, в разработке и принятии локальных нормативных актов.
Таким образом, Комитет считает, что рассматриваемые предложения на федеральном уровне законодательно урегулированы, а предлагаемые авторами дополнения в Федеральный закон являются избыточными.
Правительство Российской Федерации в своем официальном отзыве не поддерживает рассматриваемый законопроект. Правовое управление Государственной Думы в своем заключении отмечает необходимость проведения юридико-технической доработки проекта.
Исходя из вышеизложенного, Комитет предлагает при рассмотрении в первом чтении отклонить представленный проект.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.