Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 655939-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Мельниковым, С.Н. Решульским, B.C. Шурчановым и другими
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 65, 67 и 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в части, касающейся исключения права гражданина Российской Федерации, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья), проголосовать досрочно на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления. При этом при проведении референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума такое право сохраняется.
Необходимо отметить, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 11-П пункт 1 статьи 65 Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент вынесения Постановления) признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащиеся в нем положения - в системе действующего правового регулирования - исключают для гражданина Российской Федерации, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья), возможность проголосовать досрочно на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Также Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что такое регулирование, вводящее неравные возможности использования института досрочного голосования на выборах и на референдуме и тем самым прямо противопоставляющее эти институты по объему гарантий реализации права на участие в голосовании, нарушает установленный Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя принцип, согласно которому и референдум, и свободные выборы являются высшими формами осуществления народовластия.
Кроме того, отказ в праве на досрочное голосование избирателям, которые в день голосования по таким уважительным причинам, как отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья, будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прибыть на избирательный участок, на котором они включены в список избирателей, ставит их в неравное положение по сравнению с другими гражданами, которые такую возможность имеют.
Указанная правовая позиция сохраняет юридическую силу.
Как следует из законопроекта, предлагаемые нормы, по своей сути, являются аналогичными нормам, которые в установленном порядке признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.