Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 73983-5 "О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, Т.Н. Москальковой и А.Е. Хинштейном
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить в части третьей статьи 72 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) правила зачета времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок лишения свободы в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом для отбывания наказания, возложив определение порядка зачета времени содержания под стражей в срок лишения свободы на Министерство юстиции Российской Федерации.
Проект федерального закона внесен в Государственную Думу 20 июня 2008 года. За прошедший период УК РФ и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ) были дополнены положениями о новом виде уголовного наказания - принудительных работах, которые будут применяться с 1 января 2017 года, в связи с чем соответствующие изменения следует внести в первое предложение части третьей статьи 72 УК РФ.
Предложение об установлении порядка зачета времени содержания под стражей в отношении осужденных, к которым в период отбывания лишения свободы были применены меры взыскания в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор, в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа (проектная редакция пункта "а" части третьей статьи 72 УК РФ), не учитывает временный характер применения указанных мер взыскания, в связи с чем предлагаемый порядок зачета времени содержания под стражей в срок лишения свободы на период применения таких мер воздействия может не совпадать с порядком зачета времени содержания под стражей, примененным судом при вынесении приговора и назначении окончательного наказания осужденному (проектные редакции пунктов "б" и "в" части третьей статьи 72 УК РФ).
Так, в соответствии с пунктами 5 и 9 части первой статьи 308 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) суд в резолютивной части обвинительного приговора должен указать решение о зачете времени предварительного содержания под стражей и определить окончательную меру наказания, подлежащую отбытию на основании статей 69 - 72 УК РФ, то есть при определении окончательной меры наказания, ее вида и размера, а также вида исправительного учреждения, в котором должен отбывать наказание осужденный к лишению свободы, и режима данного исправительного учреждения суд уже должен руководствоваться правилами, установленными статьей 72 УК РФ.
В этой связи сам по себе факт водворения осужденного в указанные изоляторы и помещения и нахождения в них в течение определенного срока не может являться основанием для изменения размера наказания, установленного приговором суда. Если же проектом предполагается распространить правило, предусмотренное проектной редакцией пункта "а" части третьей статьи 72 УК РФ, только на осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях в исправительных учреждениях, то следует иметь в виду, что в колониях-поселениях не предусмотрены строгие условия отбывания лишения свободы (статья 129 УИК РФ).
Возложение на Министерство юстиции Российской Федерации полномочий по определению порядка зачета времени содержания под стражей в срок лишения свободы, на наш взгляд, не согласуется с пунктом 9 части первой статьи 308 УПК РФ, обязывающим суд указывать в резолютивной части обвинительного приговора решение о зачете времени предварительного содержания под стражей, а также с пунктом 11 статьи 397 УПК РФ, согласно которому вопрос о зачете времени содержания под стражей в тех случаях, когда он возникает в стадии исполнения приговора, подлежит рассмотрению и разрешению судом. Кроме того, при упоминании соответствующего уполномоченного органа следует исходить из его условного наименования как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Учитывая, что для некоторых категорий осужденных к лишению свободы (отбывающих наказания в исправительных колониях общего режима, в колониях-поселениях, воспитательных колониях) проектом устанавливаются более льготные по сравнению с действующим уголовным законодательством Российской Федерации правила зачета времени содержания под стражей в срок лишения свободы, будущий федеральный закон (в случае принятия данного проекта в качестве федерального закона) будет относиться к числу уголовных законов, улучшающих положение лица, совершившего преступление, и согласно статье 10 УК РФ будет иметь обратную силу, то есть распространяться на лиц, совершивших преступления до его вступления в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание.
В этой связи полагаем необходимым дополнить проект положениями, в том числе процедурного характера, направленными на точное и единообразное применение правила об обратной силе уголовного закона к лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы на момент вступления закона в силу, которые до осуждения содержались под стражей.
Также, следует иметь в виду, что к учреждениям, исполняющим наказание в виде лишения свободы, относятся следственные изоляторы (часть девятая статьи 16, часть первая статьи 74, статьи 77 и 77.1 УИК РФ). Между тем, проект не содержит каких-либо правил зачета времени содержания под стражей в отношении осужденных, отбывающих наказание в следственном изоляторе.
Замечание аналогичного характера относится и к осужденным, больным открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, которые содержатся в лечебных исправительных учреждениях (части первая и восьмая статьи 74, часть вторая статьи 101 УИК РФ).
Обращаем внимание, что при конструировании нормы Общей части УК РФ такая структурная единица, как абзац, не применяется, каждый абзац является самостоятельной частью нормы УК РФ либо пунктом соответствующей части.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.