Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
(шестого созыва)
по проекту федерального закона N 556050-6 "О внесении изменения в статью 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
(в части установления ограничений при развитии застроенных территорий)
- внесен депутатом Государственной Думы Д.И. Савельевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 556050-6 "О внесении изменения в статью 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части установления ограничений при развитии застроенных территорий), внесенный депутатом Государственной Думы Д.И. Савельевым (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) новой частью 9, в соответствии с которой запрещается развитие застроенных территорий, осуществляемое на месте детских или спортивных площадок, а также на территориях, которые являются местом отдыха граждан, либо содержат древесно-кустарниковые насаждения или здания, представляющие собой историческую ценность.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на устранение "точечной застройки" на уже застроенных и обладающих всем необходимым территориях городов России.
В этой связи с необходимо отметить, что институт развития застроенных территорий, закрепленный в статьях 46.1 - 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не предоставляет возможности осуществления "точечной застройки".
Развитие застроенных территорий осуществляется в целях сноса ветхого, непригодного для проживания жилого фонда. При этом в рамках развития застроенных территорий одним из существенных условий договора о развитии застроенной территории является подготовка и утверждение проекта планировки территории, включая проект межевания застроенной территории, в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии - в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Помимо этого институт развития застроенных территорий предполагает возможность осуществления строительства в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей (часть 1 статьи 46.1 Кодекса) на месте подлежащих сносу многоквартирных домов.
Согласно части 5 статьи 46 Кодекса проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
В соответствии с частью 7 статьи 46 Кодекса в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
В свою очередь в градостроительном регламенте указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (статья 38 Кодекса), которые могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений, максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка, а также иные показатели.
По проекту правил землепользования и застройки в обязательном порядке проводятся публичные слушания (части 11 и 12 статьи 31 Кодекса). Публичные слушания проводятся и в случае внесения изменений в правила землепользования и застройки (часть 1 статьи 33 Кодекса).
Федеральным законом от 05 мая 2014 года N 131-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" в Кодекс введена новая глава "Нормативы градостроительного проектирования", которые являются совокупностью установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 Кодекса, перечень которых не закрыт.
Таким образом, на уровне местных нормативов градостроительного проектирования могут быть предусмотрены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности, в том числе, детскими и спортивными площадками, местами отдыха и т.д.
В части предлагаемого законопроектом запрета на развитие застроенных территорий, на которых расположены здания, представляющие собой историческую ценность, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона (территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия), зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений), зона охраняемого природного ландшафта.
Учитывая изложенное, представляется, что предлагаемые законопроектом инициативы являются излишними, а цели законопроекта в случае его принятия достигнуты не будут.
Следует также отметить, что используемые в законопроекте понятия "территории, которые являются местом отдыха граждан", "территории, которые содержат древесно-кустарниковые насаждения или здания, представляющие собой историческую ценность" не раскрываются действующим законодательством. Их применение на практике влечет правовую неопределенность и неоднозначное толкование.
Учитывая изложенное, Комитет не поддерживает проект федерального закона N 556050-6 "О внесении изменения в статью 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части установления ограничений при развитии застроенных территорий) и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.