Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 625207-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы Н.Ф. Рябовым, Н.И. Васильевым
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается уточнить процедуру выдвижения кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусмотренную абзацем восьмым пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающую поддержку выдвижения кандидата политической партией и выдвижения кандидата в порядке самовыдвижения от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 законопроекта предлагается не распространять данное требование на политические партии, представленные в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, предоставив им право осуществлять выдвижение кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) без сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации в их поддержку. Корреспондирующие изменения предлагается также внести в пункт 17 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 24.12.2012 N 32-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", законодательно установленные требования не должны использоваться ни в целях создания необоснованных преимуществ кандидатам, представляющим определенную политическую силу, ни для произвольного исключения из избирательного процесса кандидатов, находящихся в оппозиции, - иное нарушало бы принципы демократии, политического многообразия и многопартийности (статья 1; статья 13, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации), из которых следует недопустимость монополизации власти и необходимость существования оппозиции, а также принцип равноправия (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
Данный вывод полностью применим к порядку избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), при том, что устанавливаемые федеральным законодателем формы (способы) подтверждения поддержки кандидатов на эту должность должны учитывать особенности конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), характер и круг решаемых им публичных задач.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание, что поддерживая того или иного кандидата, выборное лицо местного самоуправления действует в качестве, отражающем, прежде всего, факт наличия у него - как облеченного в результате избрания доверием населения муниципального образования - публично-правового статуса, свидетельствующего не только о личных характеристиках, политическом и жизненном опыте выборного лица местного самоуправления, но и о его определенной интегрированности в политическую систему общества (не важно, на стороне власти или системной, действующей парламентскими методами оппозиции). Соответственно, такая поддержка означает в конкретном социально-историческом контексте и признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах решать задачи, относящиеся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), обеспечивая комплексное социально-экономическое развитие региона и составляющих его муниципальных образований. Выражение мнения муниципального сообщества относительно выдвигаемых политическими партиями кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в виде волеизъявления поддержки соответствующих выборных лиц тому или иному кандидату создают дополнительные условия для надлежащего гарантирования прав граждан, проживающих на данной территории, и осуществления ими права на местное самоуправление.
К тому же, политическая партия, получившая на выборах в Государственную Думу необходимое число голосов избирателей для того, чтобы быть представленной в Государственной Думе, может не обладать достаточной поддержкой в конкретном субъекте Российской Федерации или в соответствующих муниципальных образованиях. В этих случаях кандидат, выдвинутый такой партией, будет иметь необоснованное преимущество по отношению к другим кандидатам, что создаст условия для нарушения конституционного принципа свободного участия граждан в управлении делами государства.
Комитет полагает, что предлагаемые нормы изменяют правовой смысл норм, предусматривающих квалифицированный отбор кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и не согласуются с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 24.12.2012 N 32-П.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает Государственной Думе отклонить указанный законопроект.
Утверждено на заседании Комитета 29 января 2015 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.