Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 623906-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
внесенному депутатами Государственной Думы И.Н. Руденским, И.Н. Игошиным, В.М. Кононовым, В.Ф. Звагельским, Н.В. Герасимовой, В.В. Гутеневым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 623906-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", внесенный депутатами Государственной Думы И.Н. Руденским, И.Н. Игошиным, В.М. Кононовым, В.Ф. Звагельским, Н.В. Герасимовой, В.В. Гутеневым (далее законопроект), Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает:
Законопроект разработан в целях повышения эффективности использования бюджетных средств при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сокращения возможности сговора между заказчиками и участниками закупки, а также участников закупок между собой. По мнению авторов, внедрение электронного формата торгов уменьшит временные и финансовые издержки участников закупок, увеличит число потенциальных поставщиков за счет возможности подачи заявок на участие в закупах в форме электронного документа в любое время суток из любого субъекта Российской Федерации, в том числе находящегося на значительном удалении от заказчика.
По расчетам авторов законопроекта, предлагаемые ими меры позволят сэкономить "6,9% объема средств, затрачиваемых на государственные и муниципальные закупки, что в рублевом выражении может составить порядка 72,9 млрд. рублей".
Ключевыми аспектами законопроекта являются предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части определения понятийного аппарата и регламентации механизма осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в электронной форме.
Законопроектом устанавливается порядок подачи заявок в электронной форме с применением программно-аппаратных средств электронной площадки, позволяющий обеспечить поэтапное рассмотрение заявок и повышение конфиденциальности участников закупок. Предусматривается автоматическое направление заказчику заявок в установленные сроки, обеспечение открытия доступа к ним, формирование протоколов оценки заявок по этапам их рассмотрения, рассылка в личные кабинеты участников закупки информации о полученных ими баллах, автоматическое ранжирование ценовых предложений, формирование итогового протокола по результатам определения поставщика.
Следует отметить, что при проведении электронных процедур определения поставщика два из восьми этапов таких процедур будут осуществляться непосредственно членами комиссий. Неавтоматизированными этапами являются экспертная оценка предложений по качеству и оценка квалификации участника. Результаты таких оценок вводятся в программно-аппаратный комплекс электронных площадок членами комиссий в личном кабинете заказчика в "ручном" режиме.
В целях минимизации субъективного фактора при оценке заявок со стороны членов комиссий сведения о ценовых предложениях участников закупки раскрываются только в итоговом протоколе, который автоматически формируется электронной площадкой.
Обозначенные меры авторы законопроекта предлагают распространить и на закупку лекарственных препаратов. В частности, статью 83 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ предлагается дополнить новой статьей 83.1.
Предлагаемая редакция статьи 83.1 устанавливает требования к осуществлению закупки лекарственных препаратов, необходимых для лечения пациента при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии путем проведения запроса предложений в электронной форме.
Обращаем внимание на громоздкость и сложность понимания предложенной авторами законопроекта конструкции п. 5 части 2 статьи 83.1. Предлагаемые новеллы вызовут вопросы по толкованию данной правовой нормы не только со стороны заказчика и поставщика, но и со стороны контролирующих и надзорных органов. Так, согласно требованиям предлагаемой статьи, размещение извещения о закупке лекарственных препаратов в электронной форме возможно только не позднее следующего дня после даты осуществления закупки (!) в соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ. В свою очередь, указанный пункт 28 части 1 статьи 93 регламентирует осуществление закупок лекарственных препаратов пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии на сумму не более 200 000 рублей у единственного поставщика. Но и этот пункт содержит очередную отсылочную норму к пункту 7 части 2 статьи 83, теперь уже в части ограничения объема закупаемых лекарственных препаратов, необходимых для конкретного пациента. В соответствии с этим условием (осуществление закупки лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний путем проведения запроса предложений) срок, на который могут закупаться лекарственные препараты, ограничивается периодом от 12 до 25 дней. Указанный временной диапазон обусловлен регламентированными Федеральным законом N 44-ФЗ процедурами осуществления закупки по обозначенному алгоритму: размещение извещения о запросе предложений осуществляется не позднее 5 дня с даты проведения запроса, а заключение контракта - в срок от 7 до 20 дней со дня размещения итогового протокола.
В довершение ко всему, чтобы окончательно запутать ситуацию с процедурой осуществления "электронной" закупки лекарственных препаратов для лечения пациента, при наличии медицинских показаний, в пункте 7 части 2 статьи 83 содержится очередная отсылочная норма, теперь уже обратно к пункту 28 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ: извещение о проведении запроса предложений в соответствии с в пунктом 7 части 2 статьи 83 должно быть размещено в единой информационной системе не позднее следующего рабочего дня после даты осуществления закупки в соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 93.
Обращая внимание на сложность конструкции пункта 5 части 2 статьи 83.1, Комитет предлагает дать определение дефиниции "дата осуществления закупки", уточнить алгоритм действий заказчика и пояснить необходимость размещения извещения о проведении запроса предложений в электронной форме после даты уже осуществленной закупки лекарственных препаратов у единственного поставщика и, соответственно, после проведения запроса предложений.
Также Комитет считает целесообразным во время работы над законопроектом указать конкретный срок, на который могут закупаться лекарственные препараты, предназначенные для назначения пациенту при наличии медицинских показаний и увеличить сумму для осуществления закупок у единственного поставщика более 200 000 рублей.
Отдельно отмечаем на ошибку нумерации статей в тексте представленного законопроекта. В частности, авторами предлагается дополнить Федеральный закон N 44-ФЗ новой статьей 83.1, тогда как фактически в тексте проекта федерального закона фигурирует новая статья 83 "Проведение запроса предложений в электронной форме".
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию расширения внедрения автоматизированных процедур в контрактную систему, предложенную проектом федерального закона N 623906-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и обращает внимание на необходимость учесть приведенные замечания ко второму чтению.
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.