Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 21. Особенности изъятия недвижимого имущества в целях комплексного развития промышленной зоны
1. В случаях, если у собственника расположенных на земельном участке объектов недвижимого имущества отсутствуют правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок, допускается принятие решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития промышленных зон без принятия решения об изъятии земельного участка.
2. Принятие решения об изъятии недвижимого имущества, сведения о котором отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, допускается без постановки изымаемого объекта недвижимого имущества на государственный кадастровый учет.
3. В случае изъятия земельного участка, сведения о котором отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, или земельного участка, который подлежит образованию, в том числе из существующего земельного участка, или земельного участка, кадастровые сведения о координатах характерных точек границ которого отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, границами таких земельных участков для целей изъятия являются границы, изображенные на схемах расположения земельных участков, утвержденных в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи. В этом случае схемы расположения земельных участков являются приложениями к решению об изъятии недвижимого имущества.
4. Схемы расположения земельных участков, подлежащих изъятию в целях комплексного развития промышленных зон, утверждаются органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества. Порядок подготовки и утверждения схем расположения земельных участков устанавливается правовым актом органа местного самоуправления, уполномоченного на принятие решения об изъятии недвижимого имущества.
5. Границы подлежащего изъятию в целях комплексного развития промышленных зон земельного участка, сведения о котором отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, определяются в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и настоящего Федерального закона на основании сведений, содержащихся в документах, подтверждающих право на земельный участок. При образовании земельных участков учитывается документация по планировке территории. В случае выявления несоответствия между правоустанавливающими документами на земельный участок и документацией по планировке территории при образовании земельного участка, предоставленного ранее физическому лицу или юридическому лицу, границы земельного участка определяются на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.
6. В случае, если для комплексного развития промышленных зон, не требуется изъятие всего земельного участка, земельный участок, подлежащий изъятию, подлежит образованию с учетом границ, установленных документацией по планировке территории.
7. В случае изъятия земельного участка в целях комплексного развития промышленной зоны, в том числе для определения выкупной цены, в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об изымаемом земельном участке видом его разрешенного использования признается вид разрешенного использования, соответствующий цели предоставления такого земельного участка, указанной в документе, подтверждающем право на такой земельный участок, а в случае отсутствия данного документа вид разрешенного использования, соответствующий назначению расположенных на таком земельном участке объектов недвижимого имущества.
8. В случае, если права на изымаемые в целях комплексного развития промышленных зон объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации решения об изъятии такого недвижимого имущества не требуется государственная регистрация указанных прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае, если решение об изъятии недвижимого имущества принято в отношении земельного участка, подлежащего образованию, для государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующего решения не требуется осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка и государственной регистрации прав на него, а также осуществление этих действий в отношении земельного участка или земельных участков, из которых такой земельный участок подлежит образованию.
9. Наличие споров о границах земельных участков, а также об образовании земельных участков не является препятствием для изъятия в целях комплексного развития промышленных зон указанных земельных участков и последующего заключения соглашений об их изъятии или принятия судебных актов об их принудительном изъятии. В этом случае местоположение границ изымаемых земельных участков определяется исходя из сведений о местоположении границ, установленных документами, подтверждающими права на такие земельные участки.
10. Решение об изъятии недвижимого имущества может быть оспорено в суде собственником такого имущества в течение шести месяцев со дня уведомления его о принятом решении об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, а иными лицами - со дня внесения записи о его принятии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
11. Правообладатели земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, которые подлежат изъятию, обязаны обеспечить доступ к указанным земельным участкам и (или) иным объектам недвижимого имущества в целях выполнения кадастровых работ, определения выкупной цены таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества. В случае, если правообладатели земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества не обеспечили такой доступ, они не вправе выдвигать возражения относительно результатов кадастровых работ и несут риски, связанные с определением выкупной цены таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества.
12. Решение об изъятии в целях комплексного развития промышленной зоны земельного участка может осуществляться путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности.
13. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, указанное в части 12 настоящей статьи, осуществляется на основании соглашения об изъятии недвижимости, которое должно предусматривать условия такого перераспределения, включая размер возмещения и порядок его предоставления за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. При этом в размер возмещения за изымаемый земельный участок включается разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка, принадлежащего гражданину или юридическому лицу, и рыночной стоимостью образуемого земельного участка, на который в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости возникает право собственности данных гражданина или юридического лица, если в результате такого перераспределения рыночная стоимость образованного земельного участка уменьшается.
14. При согласии собственника или правообладателя земельного участка с предложенным органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, вариантом перераспределения земельных участков допускается их перераспределение без принятия решения об изъятии таких земельных участков на основании соглашения между таким органом местного самоуправления и собственником или правообладателем земельных участков. Указанное соглашение заключается в порядке, предусмотренным земельным законодательством.
15. На основании решения об изъятии недвижимого имущества орган местного самоуправления, принявший это решение, вправе выступить заказчиком кадастровых работ и обратиться за государственным кадастровым учетом образуемых или изменяемых земельных участков, в том числе в связи с разделом земельных участков, без доверенностей от правообладателей таких земельных участков. Согласие собственников и правообладателей таких земельных участков на осуществление указанных действий не требуется.
16. В случае, если при изъятии земельных участков осуществляется перераспределение земельных участков, основанием для выполнения указанных в части 13 настоящей статьи работ являются заключенное соглашение об изъятии земельных участков или решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд.
17. Не позднее чем за пять месяцев до предстоящего изъятия недвижимого имущества собственник такого имущества должен быть уведомлен о данном изъятии органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии недвижимого имущества, путем направления копии этого решения. Выкуп земельного участка до истечения пяти месяцев со дня такого направления допускается только с согласия собственника земельного участка.
18. В случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению.
19. На основании решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, обеспечивает перечисление выкупной цены недвижимого имущества, подлежащего изъятию в целях комплексного развития промышленных зон, на расчетный счет, указанный лицом, у которого изымается недвижимое имущество, или в случае, если реквизиты этого расчетного счета не указаны, обеспечивает внесение денежных средств в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества при условии, что иное не предусмотрено решением суда. Орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обеспечить внесение выкупной цены недвижимого имущества, подлежащего изъятию в целях комплексного развития промышленных зон, в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества до обращения в суд с заявлением о принудительном изъятии недвижимого имущества или в ходе рассмотрения судом заявления о принудительном изъятии недвижимого имущества.
20. В случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером выкупной цены недвижимого имущества, подлежащего изъятию в целях комплексного развития промышленных зон,, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке результаты проведения оценки выкупной цены. В случае изъятия недвижимого имущества по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, наличие судебного спора о размере выкупной цены недвижимого имущества, подлежащего изъятию в целях комплексного развития промышленных зон, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество.
21. Права на изымаемое недвижимое имущество прекращаются с момента государственной регистрации перехода, прекращения прав на изымаемое недвижимое имущество только при условии предварительного возмещения выкупной цены недвижимого имущества, подлежащего изъятию в целях комплексного развития промышленных зон, в том числе путем внесения денежных средств в депозит нотариуса в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Соглашением об изъятии недвижимого имущества может быть предусмотрена возможность собственника изымаемого недвижимого имущества, иного правообладателя пользоваться недвижимым имуществом в течение трех месяцев со дня государственной регистрации прекращения прав на него.
22. При переходе к органу местного самоуправления права собственности на объекты недвижимого имущества в связи с их изъятием в целях комплексного развития промышленных зон обременения указанных объектов (залог, аренда, право безвозмездного пользования и другое) не сохраняются.
23. При отсутствии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельный участок, который подлежит изъятию для муниципальных нужд в целях комплексного развития промышленных зон, в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и на котором расположено здание или сооружение, права на которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, рыночная стоимость прав на земельный участок, включаемая в выкупную цену недвижимого имущества, подлежащего изъятию в целях комплексного развития промышленных зон, определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для определения возмещения, выплачиваемого в связи с изъятием у арендатора земельного участка, переданного в аренду на сорок девять лет, исходя из минимальной площади земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом образование изымаемого земельного участка не требуется.
24. В случае, если изымаемый земельный участок принадлежит юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования или ином ранее возникшем праве, не предусмотренном законодательством Российской Федерации, при проведении оценки рыночной стоимости этого права оно оценивается как право арендатора объекта недвижимого имущества, переданного в аренду на сорок девять лет.
25. Оспаривание в суде решений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций о предоставлении гражданам или юридическим лицам земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, изымаемых для муниципальных нужд в целях комплексного развития промышленных зон, и (или) сделок, являющихся основаниями возникновения прав на такие земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, а также прав на такие земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, не является препятствием для принятия решений об изъятии соответствующих земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества или о прекращении прав на них в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и заключения соглашений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В предусмотренных настоящей частью случаях денежные средства, подлежащие уплате в счет выкупной цены недвижимого имущества, подлежащего изъятию в целях комплексного развития промышленных зон, вносятся в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества, если иное не предусмотрено решением суда.
26. В случаях, указанных в части 24 настоящей статьи, выплата денежных средств, внесенных в депозит нотариуса, осуществляется лицу, в отношении которого принято решение об изъятии недвижимого имущества в целях комплексного развития промышленных зон, на основании решения суда, подтверждающего права данного лица на изымаемое недвижимое имущество.
27. Если в случаях, указанных в части 25 настоящей статьи, решением суда права лица, в отношении которого принято решение об изъятии недвижимого имущества в целях комплексного развития промышленных зон, на изымаемое недвижимое имущество не установлены либо на изымаемое недвижимое имущество установлены права иного лица, денежные средства с депозита нотариуса возвращаются без согласия лица, в пользу которого внесен депозит, во внесудебном порядке на основании запроса органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, в течение пяти дней со дня поступления соответствующего запроса.
28. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, должны предоставлять статистическую информацию, полученную на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оценочным организациям, с которыми заключены договоры на проведение оценки изымаемых земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития промышленных зон, и саморегулируемым организациям оценщиков, действующим в интересах указанных оценочных организаций (далее - заинтересованные оценочные организации), для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых для муниципальных нужд в целях комплексного развития промышленных зон, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям изымаемых объектов недвижимого имущества причиненных их изъятием.
29. Статистическая информация предоставляется по запросам заинтересованных оценочных организаций и должна содержать информацию об общем количестве сделок с недвижимым имуществом, прошедших государственную регистрацию и заключенных на определенной территории за определенный период, с указанием цены сделок и дат их совершения, а также обобщенную информацию о субъектах этих сделок без указания их персональных данных, данные о месте нахождения, площади и разрешенном использовании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, информацию о средней цене приобретения прав на недвижимое имущество и другую подобную информацию, если предоставление такой информации не нарушает права и законные интересы правообладателей.
30. По запросу оценщика, осуществляющего на основании договора на проведение оценки оценку изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, иные юридические лица, а также физические лица в десятидневный срок с момента поступления запроса обязаны предоставить информацию и заверенные копии документов, необходимые для выполнения указанных работ.
31. Решения о прекращении прав на недвижимое имущество, о передаче недвижимого имущества, принятые органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, документы, подтверждающие полное возмещение выкупной цены недвижимого имущества, подлежащего изъятию в целях комплексного развития промышленных зон, являются основаниями для осуществления государственной регистрации прекращения прав, перехода прав, прекращения ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц, а также для осуществления государственной регистрации права собственности органа местного самоуправления на изъятое недвижимое имущество по поданному без доверенности от правообладателя изымаемого недвижимого имущества заявлению органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на объекты недвижимого имущества или о безвозмездной передаче недвижимого имущества.
32. В случае, если ранее права на изъятое недвижимое имущество не были зарегистрированы и изымаемые здание, строение, сооружение подлежат сносу, государственная регистрация прав, перехода, прекращения прав не осуществляется. Права прекращаются с момента сноса указанного недвижимого имущества.
33. Срок осуществления государственной регистрации прав в случаях, связанных с предоставлением земельных участков взамен изъятых в целях комплексного развития промышленных зон земельных участков и земельных участков, необходимых для муниципальных нужд в целях комплексного развития промышленных зон, государственной регистрации права собственности муниципального образования на изъятое в целях комплексного развития промышленных зон недвижимое имущество, перехода, прекращения прав на него, осуществляемых в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, не может превышать пять рабочих дней с момента поступления соответствующего заявления о государственной регистрации.
34. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в случаях, связанных с образованием, изменением земельных участков при изъятии в целях комплексного развития промышленных зон и предоставлении земельных участков, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляются в срок не более чем пять рабочих дней с момента поступления необходимых для осуществления государственного кадастрового учета документов.
35. Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о видах разрешенного использования земельных участков, образуемых в целях комплексного развития промышленных зон, осуществляется одновременно с учетом вновь образуемых земельных участков на основании решения об утверждении схемы земельных участков, подготовленной на основании утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации документации по планировке территории, устанавливающей виды разрешенного использования земельных участков. Внесение сведений об изменении видов разрешенного использования земельных участков, которые необходимы для муниципальных нужд в целях комплексного развития промышленных зон, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, осуществляется на основании утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации документации по планировке территории, устанавливающей виды разрешенного использования земельных участков.
36. По запросу кадастрового инженера, осуществляющего кадастровую деятельность по подготовке документов для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, подлежащего изъятию для муниципальных нужд в целях комплексного развития промышленных зон, органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, иные юридические лица, а также физические лица в десятидневный срок с момента поступления данного запроса обязаны предоставить информацию и заверенные копии документов, необходимые для выполнения кадастровых работ.
37. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по заявлению органа местного самоуправления, уполномоченного на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента поступления указанного заявления, обязан внести запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии решения об изъятии недвижимого имущества. К этому заявлению прилагается копия решения об изъятии недвижимого имущества, заверенная органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, а также доверенность, подтверждающая полномочия представителя указанного органа местного самоуправления. Истребование иных документов не допускается.
38. Основаниями для приостановления и (или) отказа во внесении записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии решения об изъятии недвижимого имущества не являются:
1) отсутствие государственной регистрации прав на изымаемое недвижимое имущество, а также прав на земельный участок или земельные участки, из которых подлежит образованию изымаемый земельный участок;
2) отсутствие государственного кадастрового учета изымаемого объекта недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также земельного участка или земельных участков, из которых подлежит образованию изымаемый земельный участок;
3) отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ изымаемого земельного участка, а также земельного участка или земельных участков, из которых подлежит образованию изымаемый земельный участок;
4) наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о том, что одна из границ изымаемого земельного участка либо земельного участка или земельных участков, из которых подлежит образованию изымаемый земельный участок, пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таком земельном участке;
5) отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о части земельного участка, подлежащей изъятию (в случае, если согласно решению об изъятии недвижимого имущества изъятию подлежит не весь земельный участок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.