Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 779566-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время Банку России переданы полномочия по осуществлению регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями (далее - НФO) и сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Целями регулирования, контроля и надзора за НФО являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). Одной из важных составляющих деятельности, отвечающей поставленным целям, является осуществление контроля за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к деловой репутации, финансовому положению и квалификации учредителей (участников), органов управления и должностных лиц НФО (далее - обязательные требования) в целях недопущения недобросовестной коммерческой практики и обеспечения надлежащей устойчивости развития и деятельности НФО.
Анализ действующего законодательства показывает, что в настоящий момент отсутствует единый подход к определению критериев оценки деловой репутации и финансового положения учредителей (участников), органов управления и должностных лиц НФО. Отсутствует и единый подход к установлению квалификационных требований, предъявляемых к органам управления и должностным лицам НФО. Отмечается разрозненность, фрагментарность, дублирование и противоречивость правовых норм, устанавливающих обязательные требования к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам различных видов НФО, отсутствие единого понятийного аппарата, а также эффективного механизма контроля за соблюдением обязательных требований.
Законопроект разработан в целях повышения эффективности контроля и надзора за качеством корпоративного управления, возможными рисками, прозрачностью структуры собственности НФО, а также преодоления неоднородности норм, регулирующих деятельность НФО. Законопроект предусматривает законодательное закрепление единообразного подхода к оценке деловой репутации и финансового положения учредителей (участников), органов управления и должностных лиц НФО, а также к устанавливаемым квалификационным требованиям к органам управления и должностным лицам НФО.
При разработке законопроекта учтены требования международных организаций и опыт, наработанный ведущими иностранными государствами в сфере надзора на финансовых рынках.
В законопроекте предлагается ввести единый комплекс обязательных требований, предъявляемых к деловой репутации учредителей (участников) НФО, органов управления и должностных лиц профессиональных участников рынка ценных бумаг; негосударственных пенсионных фондов; управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; акционерных инвестиционных фондов, организаций, осуществляющих клиринговую деятельность, деятельность организатора торговли и деятельность центрального депозитария; страховых организаций; страховых брокеров; обществ взаимного страхования; микрофинансовых организаций; ломбардов, кредитных потребительских кооперативов; жилищных накопительных кооперативов; сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов; лиц, осуществляющих актуарную деятельность.
Законопроект предусматривает установление обязательных требований к финансовому положению учредителей (участников) профессиональных участников рынка ценных бумаг; управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; организаций, осуществляющих клиринговую деятельность, деятельность организатора торговли и деятельность центрального депозитария; страховых организаций; страховых брокеров; обществ взаимного страхования; микрофинансовых организаций; ломбардов.
Одновременно с установлением требований к деловой репутации, законопроект предполагает законодательное закрепление обязательных квалификационных требований, предъявляемых к органам управления и должностным лицам НФО в соответствии с особенностями их деятельности и систем управления.
В целях обеспечения эффективного контроля со стороны Банка России за соблюдением НФО обязательных требований законопроект предусматривает введение единого механизма по проверке соответствия учредителей (участников), органов управления и должностных лиц НФО обязательным требованиям. Проверка соответствия учредителей (участников) НФО установленным требованиям к деловой репутации и финансовому положению осуществляется Банком России на стадии государственной регистрации и (или) получения лицензии, при совершении сделок с акциями (долями) НФО, а также при получении сведений о наступлении обстоятельств, влекущих несоответствие обязательным требованиям, обязанность предоставления которых возлагается на учредителей (участников) НФО. Проверка соответствия органов управления и должностных лиц НФО обязательным требованиям осуществляется Банком России на стадии государственной регистрации и (или) получения лицензии, обязательного согласовании с Банком России кандидатов при назначении (избрании) на должность, а также при получении сведений о наступлении обстоятельств, влекущих несоответствие обязательным требованиям, обязанность предоставления которых возлагается на соответствующих лиц. В целях предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, возможного ущерба финансовому положению НФО, а также возникновения ситуаций, угрожающих законным интересам НФО, их участников и кредиторов, законопроект предусматривает предоставление Банку России права публиковать содержащиеся в базе данных о НФО сведения о лицах, имеющих неудовлетворительную деловую репутацию.
Вместе с тем законопроект предусматривает урегулирование отдельных вопросов оценки деловой репутации лиц, занимающих должности руководителей, членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций, приобретателей и владельцев более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, их контролеров, единоличных исполнительных органов указанных лиц, в том числе в части дополнения этих критериев с учетом норм, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Также законопроект уточняет и дополняет: сроки направления лицом в Банк России информации, которая может являться доказательством его непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и (или) признанию ее судом банкротом, и, соответственно, признанию деловой репутации лица неудовлетворительной; круг лиц, на которые распространяются критерии оценки деловой репутации; порядок оценки деловой репутации приобретателей (владельцев) более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, входящих в состав группы лиц, приобретающей (владеющей) более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, в целях приведения его в соответствие с действующими нормами статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", распространяющим требование о получении предварительного согласия Банка России на группу лиц, приобретающую более 10 процентов акций (долей) кредитной организации; порядок применения Банком России мер воздействия в случае выявления фактов их неудовлетворительной деловой репутации.
Таким образом, учитывая указанные выше обязательные требования к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций, законопроект предусматривает внесение соответствующих изменений в:
- Закон РФ от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности";
- Федеральный закон от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
- Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";
- Федеральный закон от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";
- Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
- Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах";
- Федеральный закон от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ "О ломбардах";
- Федеральный закон от 18 июля 2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации";
- Федеральный закон от 2 июля 2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях";
- Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности";
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах";
- Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 414-ФЗ "О центральном депозитарии";
- Федеральный закон от 2 ноября 2013 года N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.