Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 683952-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный Правительством РФ
(в части уточнения положений, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства о персональных данных)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи (назначен соисполнителем по законопроекту Решением Совета Государственной Думы от 19 января 2015 года, протокол N 216) рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 683952-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения положений, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства о персональных данных) и отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект предусматривает внесение изменений в статью 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с которыми, ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) разделяется на 8 самостоятельных квалифицированных составов административного правонарушения, связанного с нарушением установленного порядка обработки персональных данных. Также законопроектом повышаются размеры штрафов за указанные правонарушения.
Под обработкой персональных данных, согласно нормам Федерального закона "О персональных данных", понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Каждое из перечисленных действий с персональными данными требует организации различных по своей трудоемкости и стоимости процессов.
Необходимо отметить, что нарушения правил, предъявляемых к отдельным действиям совершаемых с персональными данными, имеют разные по своей значимости последствия, поэтому введение дифференцированной ответственности за различные нарушения при обработке персональных данных логично и обоснованно.
Также, законопроектом изменяется подведомственность рассмотрения указанных правонарушений. В настоящее время рассмотрение административных дел о нарушениях правил обработки персональных данных отнесено к компетенции прокуратуры, а сбор материалов по данным правонарушениям возложен на Роскомнадзор, что затягивает процесс привлечения виновных лиц к ответственности и создает угрозу соблюдению сроков давности привлечения к административной ответственности по рассматриваемым правонарушениям. Законопроектом предусматривается возложение на Роскомнадзор полномочий по сбору и рассмотрению материалов по данной категории дел, что должно позитивно отразиться на сроках рассмотрения их рассмотрения.
Поддерживая концепцию рассматриваемого законопроекта, следует обратить внимание на необходимость разграничения вводимой законопроектом административной ответственности за обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных (часть 2 проектируемой статьи) и за нарушения при обработке специальных категорий персональных данных (часть 3 проектируемой статьи) от аналогичного состава преступления, указанного в статье 137 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни граждан.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи поддерживает принятие проекта федерального закона N 683952-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения положений, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства о персональных данных).
Председатель комитета |
Л.Л. Левин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.