Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 17 февраля 2014 г. N 3.9-84/3
на проект федерального закона N 694962-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(в части запрета на участие офшорных компаний в закупках),
внесенный Правительством РФ
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 19 января 2015 года (протокол N 216, пункт 89) Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел в качестве комитета - соисполнителя указанный законопроект и в соответствии с вопросами своего ведения считает необходимым отметить следующее.
Законопроектом предлагается дополнить установленный Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" перечень требований к участникам закупки требованием о том, что местом регистрации участника закупки не является офшорная зона, входящая в соответствующий перечень, установленный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 года N 108н.
Представленный законопроект об ограничении участия офшорных компаний в публичных закупках является очередным этапом планомерной реализации Правительством Российской Федерации курса антиофшорных инициатив, объявленных Президентом Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года, что безусловно, заслуживает всемерной поддержки.
Вместе с тем по тексту законопроекта у Комитета имеется ряд замечаний.
Как следует из пояснительной записки, обязанность проведения проверки соответствия участника публичной закупки вновь вводимым законодательным ограничениям возлагается на комиссию по осуществлению такой закупки, которая будет обязана отклонить заявку ненадлежащего участника конкурса, признать заявку на участие в электронном аукционе не соответствующей установленным документацией требованиям и отстранить участника запроса предложений. Однако в тексте законопроекта отсутствуют соответствующие правовые конструкции, реализующие эти предложения Правительства Российской Федерации.
По мнению Комитета в контексте высказанных Президентом Российской Федерации мер по деофшоризации экономики посредством установления запрета на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения публичных нужд у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), являющихся офшорными компаниями, законопроект нуждается в расширении сферы своего правового регулирования.
Так, в частности, логично предположить, что симметричные запретительные нормы следует внести в Федеральный закон N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц", чтобы исключить возможность участия офшорных компаний и в процедурах закупок для обеспечения нужд естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний.
Кроме того, в целях противодействия использованию сохраняющихся легальных схем обхода положений данного законопроекта представляется целесообразным установить запрет на привлечение офшорных компаний также в качестве субподрядчиков или соисполнителей для выполнения заключенных соглашений. Для чего допуск к участию в конкурсных процедурах для резидентов Российской Федерации необходимо обременить условием раскрытия информации о контрагентах исполнителя, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года N 775 для контрактов, цена которых превышает 1 млрд. рублей для федерального заказчика и 100 млн. рублей для региональных и муниципальных заказчиков, а также в случае наличия у исполнителя договоров с такими субподрядчиками или соисполнителями, составляющих более 10 процентов от общей цены контракта. Одновременно в соглашение на поставку товаров, работ услуг подлежит включение в качестве обязательного условие о наложении штрафа на исполнителя при нарушении им указанного требования.
Исходя из изложенного, Комитет по вопросам собственности поддерживает концепцию внесенного Правительством Российской Федерации законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 17 февраля 2014 г. N 3.9-84/3 на проект федерального закона N 694962-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части запрета на участие офшорных компаний в закупках) (внесен Правительством Российской Федерации) (первое чтение)
Текст заключения официально опубликован не был