Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 674850-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(об уточнении полномочий контрольно-надзорных органов при проведении проверок),
внесенный Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 674850-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (об уточнении полномочий контрольно-надзорных органов при проведении проверок), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на оптимизацию деятельности органов государственной (муниципальной) власти и уточнение полномочий проверяющих должностных лиц при проведении контрольно-надзорных мероприятий, также проект призван сократить избыточные требования, предъявляемые в ходе проверки к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю по представлению документов (информации). В связи с этим законопроектом вносятся изменения в статьи 7 и 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В частности, статью 7 "Взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок" Федерального закона N 294-ФЗ предлагается дополнить положением (п. 1 ст. 1 законопроекта), на основании которого органы государственного контроля (надзора) при проведении проверок запрашивают, в том числе посредством электронного взаимодействия, документы (информацию), находящиеся в распоряжении у иных государственных (муниципальных) органов власти или подведомственных организациях.
Представляется, что данное положение требует доработки, поскольку возможность должностных лиц органов государственного (муниципального) контроля (надзора) при организации и проведении проверок запрашивать документы (информацию) у иных государственных (муниципальных) органов власти (подведомственных организациях) законодательно не исключает и не ограничивает полномочий контрольно-надзорных органов истребовать те же документы (информацию) у проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Подобная правовая неопределенность не приведет к достижению цели Федерального закона N 294-ФЗ по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (муниципального) контроля (надзора).
Пунктом 2 ст. 1 законопроекта статья 15 "Ограничения при проведении проверки" Федерального закона N 294-ФЗ дополняется пунктами, устанавливающими дополнительные ограничения для должностных лиц органа государственного (муниципального) контроля (надзора) требовать от проверяемого лица документы, в том числе разрешительные документы, которые ранее предоставлялись и находятся в распоряжении этого органа. Кроме этого, должностным лицам запрещается требовать от проверяемого лица предоставления информации, которая содержится в государственных (муниципальных) информационных системах, реестрах, регистрах.
Следует отметить, что рассматриваемый законопроект является очередным этапом по реализации дорожной карты "Повышение качества регуляторной среды для бизнеса", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2013 г. N 953-р. Проводимая последовательная работа по сокращению издержек предпринимателей во взаимоотношениях с органами власти, исключению правовых оснований, позволяющих злоупотреблять административными полномочиями при осуществлении государственных функций, в конечном счете, призвана стимулировать формирование благоприятной деловой среды и снизить административное воздействие на бизнес.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения Правительства РФ следует читать как "11 июня 2013 г."
С учетом изложенного, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 674850-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (об уточнении полномочий контрольно-надзорных органов при проведении проверок) и предлагает принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.