Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 415172-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с ограничением размещения бюджетных средств в иностранных банках и за рубежом" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы от 23 января 2014 года N 142.
Законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы М.И. Сердюком и О.Л. Михеевым, направлен на ограничение размещения бюджетных средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации в иностранную валюту и (или) в иностранных банках как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, а также в иностранные ценные бумаги и иные финансовые активы, за исключением прямо поименованных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
В указанных целях вносятся соответствующие изменения в статьи 96 и 104 Бюджетного кодекса Российской Федерации*.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, законопроект значительно сужает возможности диверсификации инструментов инвестирования средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда, что, в свою очередь, ведет к повышению рисков сохранности средств фондов и стабильного уровня доходов от их размещения.
Вместе с тем законопроектом предлагается указать в качестве еще одной цели управления Фонда национального благосостояния обеспечение стабильного развития экономики Российской Федерации, в том числе через реализацию социально-экономических инфраструктурных федеральных проектов (пункт 1 статьи 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта). В указанных целях законопроектом предлагается изменить редакцию пункта 4 статьи 96.11 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусмотрев возможность размещения средств Фонда национального благосостояния в том числе в долговые обязательства и акции юридических лиц (включая российские ценные бумаги), связанных с реализацией самоокупаемых социально-экономических инфраструктурных федеральных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Полагаем важным обратить внимание, что возможность размещения средств Фонда национального благосостояния в названные финансовые активы предусмотрена действующей редакцией пункта 4 статьи 96.11 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N 18 "О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 989) установлен исчерпывающий перечень инструментов инвестирования с целью управления средствами Фонда национального благосостояния.
В целях создания правового механизма инвестирования средств Фонда национального благосостояния в инфраструктурные проекты Правительством Российской Федерации 5 ноября 2013 года приняты постановления N 990 "О порядке размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов" и N 991 "О порядке проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе".
Таким образом, порядок инвестирования средств Фонда национального благосостояния в самоокупаемые инфраструктурные проекты с учетом установленных пунктом 2 статьи 96.11 Бюджетного кодекса Российской Федерации целей обеспечения сохранности средств и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе в действующем законодательстве урегулирован.
Следует отметить, что пояснительная записка к законопроекту не содержит необходимых обоснований для установления предлагаемых ограничений размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в иностранную валюту или в иностранных банках.
Полагаем важным обратить внимание, что предлагаемый законопроектом запрет на размещение денежных средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований в иностранную валюту и (или) в иностранных банках как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, а также приобретение иностранных ценных бумаг и иных финансовых активов, кроме оплаты внешнеторговых соглашений (пункт 7 статьи 104 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта) влечет необходимость внесения изменений в пункты 1 и 4 статьи 104 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
_____________________________
* В законопроекте нумерация статей приведена ошибочно: как цифры, разделенные точкой, что является нарушением юридической техники. Далее в настоящем заключении нумерация статей приведена в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по юридико- техническому оформлению проектов нормативных правовых актов, подготовленных Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ от 21 февраля 2014 г. N ЗСП-100/05-01 на проект федерального закона N 415172-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с ограничением размещения бюджетных средств в иностранных банках и за рубежом", внесенный депутатами ГД М.И. Сердюком, О.Л. Михеевым
Текст заключения официально опубликован не был