Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 781271-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 22 мая 2014 г. N Пр-1139 о проработке особого механизма контроля за финансово-хозяйственной деятельностью религиозных организаций, позволяющего своевременно выявлять и реагировать на факты причастности религиозных организаций к экстремистской и террористической деятельности, а также на иные нарушения религиозными организациями законодательства Российской Федерации.
При подготовке законопроекта за основу приняты применяемые в настоящее время формы и методы контроля за деятельностью некоммерческих организаций, однако предмет контроля скорректирован с учетом поставленной в поручении Президента Российской Федерации задачи.
Законопроектом предлагается дифференцировать предмет проверок деятельности религиозных организаций в зависимости от получения ими иностранного финансирования и закрепить право Минюста России и его территориальных органов проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций при наличии в деятельности религиозных организаций признаков экстремизма (терроризма) либо иных нарушений законодательства Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить, что плановые проверки деятельности религиозных организаций будут проводиться в целях контроля за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, в том числе своих уставов относительно целей и порядка деятельности. При этом, если религиозная организация получает иностранное финансирование или необходимо установление наличия либо отсутствия в деятельности религиозной организации признаков экстремизма (терроризма), иных нарушений законодательства Российской Федерации, проверке также будет подвергаться финансово-хозяйственная деятельность религиозной организации.
Кроме того, религиозные организации, имевшие поступления денежных средств и иного имущества от иностранных и международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, будут представлять в Минюст России и его территориальные органы формализованную информацию о своей деятельности, персональном составе руководящих органов и сведения об иностранном финансировании. Иные религиозные организации от обязанности по представлению отчетности освобождаются.
Законопроект сокращает число оснований для проведения внеплановых проверок с пяти до трех. Внеплановые проверки религиозных организаций предполагается проводить в случаях:
истечения срока устранения ранее выявленного нарушения, отраженного в соответствующем предупреждении;
поступления в уполномоченный орган из государственных органов и органов местного самоуправления информации о наличии в деятельности религиозной организации признаков экстремизма или терроризма;
в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также на основании требования прокурора.
Законопроект также предусматривает внесение корреспондирующих изменений в федеральные законы от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - федеральный закон) потребует издания Министерством юстиции Российской Федерации приказа об определении форм и сроков представления документов, указанных в пунктах 2 и 3 новой статьи 25 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", а также порядка и сроков их размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Издание указанного акта предполагается в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Принятие федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.