Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 460557-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
(по вопросу ограничения оборота пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные или генно-инженерные организмы),
внесенный членами Совета Федерации А.В. Беляковым, Г.А. Горбуновым, Ю.В. Шамковым
(утв. решением от 13 апреля 2015 г. N 83)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 460557-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (по вопросу ограничения оборота пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные или генно-инженерные организмы), внесенный членами Совета Федерации А.В. Беляковым, Г.А. Горбуновым, Ю.В. Шамковым, (далее законопроект), Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает:
Законопроект разработан в целях снижения риска развития неблагоприятных побочных эффектов, вызванных употреблением в пищу продуктов питания, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы. Для достижения указанных целей, авторами законопроекта предлагается до момента появления научных исследований, которые однозначно установят отсутствие причинно-следственной связи между выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов и их возможным негативным воздействием на здоровье человека и окружающую среду, ограничить оборот пищевой продукции, содержащей ГМО и производство ГМО для целей их использования в пищевых продуктах и кормах для сельскохозяйственных животных.
Ключевым аспектом законопроекта является предложение по внесению изменений в статью 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". В частности, авторами предлагается дополнить часть вторую указанной статьи новыми положениями, согласно которым оборот пищевых продуктов, материалов и изделий может быть ограничен, если они содержат генно-модифицированные или генно-инженерные организмы растительного, животного и микробного происхождения.
В этой связи Комитет по охране здоровья обращает внимание, что в настоящий момент требования к качеству и безопасности пищевой продукции в Российской Федерации установлены наднациональными нормативными правовыми актами - техническими регламентами Таможенного союза. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", вступивший в силу с 01.07.2013. Статьей 7 этого технического регламента установлено, что при производстве (изготовлении) пищевой продукции из продовольственного (пищевого) сырья, полученного из ГМО растительного, животного и микробного происхождения, должны использоваться линии ГМО, прошедшие государственную регистрацию. В случае если изготовитель при производстве пищевой продукции не использовал ГМО, содержание ГМО в пищевой продукции в количестве 0,9 процентов и менее является случайной или технически неустранимой примесью, и такая пищевая продукция не относится к пищевой продукции, содержащей ГМО. Статьей 8 не допускается использование продовольственного сырья, содержащего ГМО, при производстве пищевой продукции для детского питания, пищевой продукции для беременных и кормящих женщин.
Также сообщаем, что пунктом 4 статьи 2 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации установлено, что Стороны Соглашения обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Таможенного союза требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия.
По мнению авторов законопроекта, введение полного запрета на ввоз ГМО содержащих пищевых продуктов будет способствовать ускорению введения в Российской Федерации методик, позволяющих контролировать каждый ингредиент любого ввозимого в страну продукта и достоверно установить количественное содержание в нем ГМО, что позволит обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан и окружающей среды.
В этой части Комитет обращает внимание, что разработка системы оценки безопасности ГМО, действующей в Российской Федерации и являющейся одной из самых строгих в мире, начата в 1995-1996 г.г. С момента формирования российская система оценки безопасности ГМО включала обязательное проведение хронического токсикологического эксперимента длительностью не менее 180 дней. Оценка безопасности новых линий ГМО в рамках процедуры их государственной регистрации в России включает проведение исследований репродуктивной токсичности в экспериментах на поколениях животных.
Решение о государственной регистрации того или иного ГМО в Российской Федерации принимается по совокупности результатов комплексной медико-биологической оценки безопасности: результатов оценки безопасности, послуживших основанием для регистрации в других странах, результатов пострегистрационного мониторинга в странах, уже использующих данный ГМО в питании населения, возможности организации эффективного контроля за обращением ГМО в России.
В рамках надзорных мероприятий за период с 2003 по 2012 г.г. учреждениями системы Роспотребнадзора проведено более 250 000 исследований пищевых продуктов с целью выявления ГМО. Согласно результатам мониторинга за обращением ГМО на продовольственном рынке Российской Федерации распространенность таких продуктов за последние годы значительно снизилась: в 2003-2004 гг. доля продукции из ГМО составляла 11-12% от всей продукции, имеющей генно-модифицированные аналоги, в 2010 году - 0,16%, в 2011 - 0,10%, в 2012 - 0,08%.
В 2013 г. на наличие ГМО исследованы 27 642 пробы пищевой продукции (2012 г. - 27 593, 2011 г. - 27 123), в том числе 3 133 образца импортируемой продукции (2012 г. - 2 887, 2011 г. - 3 192). В общем объёме проб продуктов, исследованных на содержание ГМО, импортируемые пищевые продукты составили 11,33%.Увеличилось количество исследованных на наличие ГМО проб молочных (1 784 против 1 648 в 2012 г.), рыбных (403 против 188 в 2012 г.), масложировых (1 033 против 874 в 2012 г.) продуктов. Обнаружены ГМО в 18 образцах, что составляет 0,07% от количества исследованных проб. Из 3 133 проб исследованной импортируемой продукции ГМО более 0,9% содержались в 5 пробах (0,16% от количества исследованных проб импортируемой продукции), при этом в 2 случаях отсутствовала информация для потребителей о наличии ГМО.
Из 24 509 проб продукции отечественного производства ГМО более 0,9% содержались в 13 пробах (0,05% от количества исследованных проб продукции отечественного производства). Отсутствовала информация для потребителя о наличии ГМО в продукте в 8 случаях. В продукции для детского питания ГМО не обнаружено.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает проект федерального закона N 460557-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (по вопросу ограничения оборота пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные или генно-инженерные организмы) и рекомендует его отклонить в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.