Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию от 7 апреля 2015 г. (протокол N 68-3)
на проект федерального закона N 648317-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части предоставления права на однократное получение бесплатно среднего профессионального образования и на конкурсной основе высшего образования по программам бакалавриата или специалитета),
внесенный депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, И.И. Мельниковым, Б.С. Кашиным, Н.В. Разворотневым, Н.И. Васильевым, А.А. Андреевым, А.В. Корниенко
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию, рассмотрев проект федерального закона N 648317-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, И.И. Мельниковым, Б.С. Кашиным, Н.В. Разворотневым, Н.И. Васильевым, А.А. Андреевым, А.В. Корниенко, отмечает следующее.
1. Авторы законопроекта в соответствии с пояснительной запиской к законопроекту предлагают расширить гарантии Российской Федерации на предоставление бесплатно на конкурсной основе высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета путем предоставления всем гражданам права один раз за время жизни получить бесплатно на конкурсной основе высшее образование вне зависимости от того, имел ли гражданин до этого высшее образование по указанным программам за счет собственных средств или средств других физических или юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.
Для этого законопроектом предусматривается, во-первых, дополнение нормы части 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) о гарантии права на однократное получение высшего образования (не только по программа бакалавриата и специалитета, как заявлено авторами законопроекта), если образование данного уровня гражданин получает впервые, положением об источнике финансирования получения такого образования: за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
Во-вторых, законопроектом предусматривается изменение редакции пункта 1 части 8 статьи 69 Федерального закона об образовании о получении второго или последующего высшего образования по программам бакалавриата или программам специалитета гражданами, получившими предыдущее высшее образование по программам бакалавриата или программам специалитета, и дополнение его положением об источнике финансирования получения первого высшего образования: за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
В такой трактовке смысл пункта 1 части 8 статьи 69 Федерального закона об образовании сводится к тому, что если гражданин получил первое высшее образование не за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, то получение им следующего образования по программам бакалавриата или специалитета не будет считаться вторым или последующим высшим образованием.
В связи с этим, Комитет Государственной Думы по образованию отмечает уязвимость концепции законопроекта и несоответствие её заявленным авторами законопроекта целям.
2. Комитет Государственной Думы по образованию обращает внимание на то, что часть 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации устанавливает право на конкурсной основе бесплатного получения высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятии.
Правовая сущность указанной части раскрывается и закрепляется в части 3 статьи 5 Федерального закона об образовании путем установления гарантий Российской Федерации на предоставление на конкурсной основе бесплатного высшего образования в случае, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
На основании этого Комитет Государственной Думы по образованию считает, что правом на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование наделяются только те граждане, которые его не имеют, и рассматриваемый законопроект, таким образом, неправомерно расширяет права граждан на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования на случаи, когда граждане уже его имеют, что противоречит действующему законодательству.
3. В соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона об образовании "прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение".
При поступлении абитуриента на конкурсной основе в образовательную организацию высшего образования, уже имеющего первое образование данного уровня независимо от основы его получения (коммерческой или бюджетной), принцип равных условий приема для всех поступающих будет нарушаться, поскольку такой абитуриент будет обладать большим арсеналом знаний, чем выпускник общеобразовательной организации.
Таким образом, в случае принятия законопроекта и при сохранении общего объема государственного задания на подготовку специалистов с высшим образованием за счет средств бюджетов всех уровней будут ущемлены права граждан, поступающих впервые бесплатно на конкурсной основе на обучение по программам высшего образования, на равные конкурсные условия поступления, которые им гарантированы частью 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации.
4. Согласно пояснительной записке к законопроекту, авторы законопроекта считают, что законопроект позволит обеспечить равенство возможностей граждан в получении профессионального образования.
По мнению Комитета Государственной Думы по образованию, принятие рассматриваемого законопроекта, наоборот, приведет к нарушению государственных гарантий реализации прав граждан на получение высшего образования.
5. Комитет Государственной Думы по образованию считает, что данный вопрос в достаточной степени урегулирован действующим законодательством и не требует изменений.
Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на данный законопроект замечаний не содержит.
На данный законопроект поступили отзывы от:
- законодательных (представительных) органов государственной власти 36 субъектов Российской Федерации, в том числе 1 отрицательный;
- высших исполнительных органов государственной власти 37 субъектов Российской Федерации, в том числе 5 отрицательных.
19 субъектов Российской Федерации поддержали данный законопроект.
Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по образованию считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе проект федерального закона N 648317-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" отклонить в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.