Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 717554-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенному Законодательным Собранием Еврейской автономной области
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается, что до заключения соглашений между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции).
Следует иметь в виду, что в соответствии со статьями 4 и 47 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и имеет соответствующую систему федерального подчинения, при этом финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Таким образом, полиция не входит в систему органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Обращаем внимание, что в соответствии с решениями Верховного Суда Российской Федерации (см. например, Определение ВС РФ от 27 февраля 2013 года N 46-АПГ13-2, Определение ВС РФ от 14 августа 2013 года N 78-АПГ13-15, Определение ВС РФ от 13 ноября 2013 года N 91-АПГ13-2) установление законом субъекта Российской Федерации полномочий должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации было признано превышением полномочий субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
Также следует иметь в виду, что определения понятий "общественный порядок" и "общественная безопасность" в федеральном законодательстве отсутствуют. Таким образом, определить объем полномочий сотрудников полиции в части составления протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, на наш взгляд, не представляется возможным. Полагаем, что в случае заключения указанных соглашений круг правонарушений, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, по которым должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут наделены полномочием по составлению протоколов, должен конкретизироваться в соглашении, кроме того, в случае необходимости, в соглашении могут быть решены вопросы, связанные с передачей материальных и финансовых средств.
Обращаем внимание, что формулировка "до заключения соглашений" предусматривает, по сути, бессрочную обязанность должностных лиц органов внутренних дел (полиции) составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если данное полномочие должностных лиц полиции будет предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, таким образом, не будет усматриваться необходимости заключения соглашений между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным, на наш взгляд, концепция законопроекта нуждается в дополнительном обсуждении.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.