Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 692025-6 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(в части изменения установленного Бюджетным Кодексом Российской Федерации порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями)
внесен Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 692025-6 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан, направлен на признание части 7 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2007, N 1, ст. 21; N 43, ст. 5084; 2014, N 22, ст. 2770) утратившей силу вследствие изменения установленного Бюджетным Кодексом Российской Федерации порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
В этих целях законопроектом исключается норма о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями посредством ежегодного введения в действие федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
В связи с данной законодательной инициативой необходимо отметить следующее.
С одной стороны, порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями безусловно должен предусматривать бюджетные возможности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при передаче соответствующих полномочий в рамках действующего законодательства.
Изменения в возможностях финансового обеспечения и наполнения пакета отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень с федерального и регионального уровней управления находят отражение в соответствующих бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период, что позволяет более объективно распределять и эффективно исполнять отдельные государственные полномочия в муниципальных образованиях Российской Федерации.
Таким образом законодательно закрепляется основной источник финансирования и утверждаются соответствующие субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) для реализации передаваемых на местный уровень отдельных государственных полномочий.
Вместе с тем, с учетом изменений в пункте 3 статьи 84 и пункте 3 статьи 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), внесенных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" исключены нормы о том, что положения федеральных законов и(или) нормативных правовых актов федеральных и региональных органов власти, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, должны ежегодно вводиться в действие федеральным законом о федеральном бюджете и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период при условии утверждения данными законами соответствующих субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам).
В части 1 статьи 84 действующей редакции БК РФ закреплено, что расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате: принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе - субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.
Согласно статье 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, среди прочих, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе - субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Таким образом, реализация предлагаемого законопроекта направлена на устранение неоднозначного толкования правоприменителями норм федерального законодательства.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 692025-6 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.