Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике
и делам ветеранов на проект федерального закона N 641049-6 "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие ликвидации последствий аварии в 1970 году на производственном объединении "Завод "Красное Сормово"
внесен депутатом Государственной Думы Н.Ф. Рябовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается распространить действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) на граждан, принимавших непосредственное участие в работах по ликвидации аварии на атомном реакторе строящейся подводной лодки на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" в период с 18 января 1970 года по 24 апреля 1970 года.
Законопроектом также предлагается семьям, потерявшим кормильца из числа участников ликвидации данной аварии, а также детям первого и второго поколений предоставлять меры социальной поддержки, которые предусмотрены Законом для аналогичных категорий граждан.
Следует учитывать, что правовая природа обязательств, взятых на себя государством за последствия чернобыльской катастрофы, отличается от правовой природы обязательств, связанных с возмещением вреда, причиненного лицам, выполнявшим трудовые обязанности в условиях профессионального риска.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 1 декабря 1997 г. N 18-П, государство обязано принимать на себя обязательство по возмещению такого причиненного в результате техногенной аварии вреда, который исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в ликвидации последствий этой аварии в 1970 году принимало участие около 1 000 человек, авария носила локальный характер и не повлекла существенных экологических последствий.
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" в случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Участникам ликвидации данной аварии из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР установлен статус участников действий подразделений особого риска и предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-I "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
Участники ликвидации аварии, здоровью которых причинен вред при исполнении трудовых обязанностей, имеют право на его возмещение в полном объеме и получение иных социальных гарантий, предусмотренных законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В настоящее время в соответствии с Законом Нижегородской области от 10 декабря 2004 года N 146-3 "О мерах социальной поддержки участников ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" участникам ликвидации последствий аварии (345 человек) предоставляются меры социальной поддержки.
Меры, установленные Законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Реализация законопроекта потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета уже в текущем году.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его принятие потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета в сумме более 30 млн. рублей в год. При этом автором не учтены дополнительные расходы, связанные с обеспечением граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой площадью, с выплатой пособий на погребение, с предоставлением мер социальной поддержки семьям, потерявшим кормильца.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" ассигнования на реализацию законопроекта не предусмотрены.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении указывает на несоответствие законопроекта требованиям, установленным в пункте 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующим условия выделения бюджетных ассигнований на принятие новых расходных обязательств.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
На законопроект поступило 22 отзыва от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них 19 - положительных, 3 - отрицательных и 37 отзывов от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них: 11 - положительных, 24 - отрицательных, 2 - с замечаниями.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить указанный проект федерального закона при рассмотрении его в первом чтении.
Председатель комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.