Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 414133-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части требований к организации розничных рынков)
внесен депутатом Государственной Думы Р.И. Худяковым
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 414133-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части требований к организации розничных рынков), внесенный депутатом Государственной Думы Р.И. Худяковым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) и в Федеральный закон от 30.12.2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ), направленные на уточнение требований к организации розничных рынков. Как следует из пояснительной записки, законопроект призван создать благоприятные условия для реализации свежей и доступной всем категориям населения продукции на сельскохозяйственных рынках.
Так, статьей 1 законопроекта дополняется статья 17 "Мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности" Федерального закона N 381-ФЗ положениями, на основании которых органами государственной власти субъектов Российской Федерации должна осуществляться поддержка граждан, ведущих сельскохозяйственную деятельность с целью реализации сельскохозяйственной продукции на территории Российской Федерации, а со стороны органов местного самоуправления по поддержке данной категории граждан предполагается разработка мер экономического стимулирования.
Отмечаем, что предлагаемые статьей 1 новации не относятся к предмету регулирования Федерального закона N 381-ФЗ, поскольку отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства, регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". Указанным Федеральным законом установлены правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий.
В случае принятия решения о наделении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления новыми полномочия требуется соответствующая правовая корректировка соответственно Федерального закона от 06.10.1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьей 2 законопроекта предлагается внести изменения в ряд положений Федерального закона N 271-ФЗ, установив особенности организации розничных рынков в городах федерального значения Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь). В частности:
- предполагается, что в городах федерального значения управляющими рынками являются исполнительные органы государственной власти (их структурные подразделения), которые на праве собственности организуют и управляют расположенными на территориях этих городов розничными рынками;
- предусматривается размещение складских помещений и товарных оптовых баз, обеспечивающих деятельность розничных рынков, за пределами границ территорий городов федерального значения;
- вводится новый механизм контроля территорий рынков федеральными органами государственной власти, при этом, с целью обеспечения общественной безопасности будет осуществляться патрулирование территорий рынков общественными дружинами;
- вводится запрет на привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также запрет на предоставление торговых мест иностранным гражданам на розничных рынках.
Обращаем внимание на то, что статьей 5 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. В связи с этим вводить особенности организации розничных рынков на территориях отдельных субъектов Российской Федерации представляется неправомерным.
Кроме этого, предлагаемые изменения противоречат Федеральному закону от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Так, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации несвойственными полномочиями по организации на праве собственности и управлению розничными рынками противоречит чч. 2 и 3 статьи 15 указанного выше Федерального закона, в соответствии с которыми наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции запрещается, также недопустимо совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.
Следует иметь в виду, что принятие законопроекта приведет к прекращению деятельности хозяйствующих субъектов, работающих в городах федерального значения в качестве управляющих компаний розничных рынков. Вместе с тем, в законопроекте отсутствуют законные основания, по которым эта деятельность может быть прекращена, отсутствует механизм изъятия розничных рынков в собственность государственных органов. Также нет понимания о том, каким образом будет реализовываться законопроект в случае, если хозяйствующий субъект является не арендатором государственного (муниципального) земельного участка, где расположен розничный рынок, а собственником.
Данные предложения противоречат установленным ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерацией основным началам гражданского законодательства, которыми установлено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Положения законопроекта о запрете на привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства для осуществления деятельности на розничных рынках не являются предметом регулирования Федерального закона N 271-ФЗ.
Ежегодно, в соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации устанавливает допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации определенные виды деятельности в сфере розничной торговли и в области спорта. В частности, Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 г. N 1191 "Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации" определено, что в сфере розничной торговли в палатках и на рынках (код 52.62) в 2014 году такая доля составляет 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.
Положения законопроекта о введении нового механизма контроля территорий рынков федеральными органами государственной власти и патрулирование территорий рынков общественными дружинами также не согласованы с действующим законодательством Российской Федерации. В частности, Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" закреплены принципы осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора), к основным из которых относится разграничение полномочий органов государственной (муниципальной) власти в соответствующих сферах деятельности на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Тем не менее, законопроект не содержит положений, определяющих вид государственного контроля (надзора), предмет контрольно-надзорных проверок на территориях рынков и нет положений, регламентирующих деятельность уполномоченных органов власти в этой части. Отсутствуют также положения о правоспособности общественных дружин в части патрулирования розничных рынков.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает проект федерального закона N 414133-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части требований к организации розничных рынков), внесенный депутатом Государственной Думы Р.И. Худяковым, и предлагает его отклонить.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.