Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 414133-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части требований к организации розничных рынков),
внесенный депутатом Государственной Думы Р.И. Худяковым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 10 февраля 2014 года (протокол N 146, пункт 106) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 414133-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части требований к организации розничных рынков), внесенный депутатом Государственной Думы Р.И. Худяковым.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ) и Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ) в части требований к организации розничных рынков.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
В соответствии с подпунктом 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Отраслевым федеральным законом - Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ - определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности (часть 1 статьи 6). При этом следует отметить, что и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, и Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются для всех субъектов Российской Федерации, не выделяя в отдельную категорию такие субъекты, как города федерального значения Российской Федерации.
Вместе с тем законопроектом вносится ряд изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ, которыми предусматриваются особенности организации розничных рынков именно на территории городов федерального значения Российской Федерации. Однако обоснования целесообразности определения таких особенностей не содержится как в пояснительной записке к законопроекту, так и не следует из текста законопроекта.
Законопроектом предлагается возложить функции по управлению рынком в городах федерального значения Российской Федерации на исполнительные органы государственной власти. При этом не уточняется, имеется ли ввиду орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также какой именно исполнительный орган государственной власти это может быть. Кроме того, в том виде, как это представлено в законопроекте, исполнительные органы государственной власти городов федерального значения Российской Федерации должны осуществлять права собственника в отношении комплекса имущества, составляющего рынок, даже не имея на него права собственности и не будучи уполномоченными на это законными собственниками имущества, что противоречит основным принципам гражданского законодательства Российской Федерации. Законопроектом также не решены вопросы перехода или прекращения права собственности нынешних собственников на имущество, которое в настоящее время используется для организации рынков в городах федерального значения иначе, чем это предусмотрено рассматриваемым законопроектом.
Также является спорным предложение автора законопроекта в отношении городов федерального значения Российской Федерации располагать складские помещения и товарные оптовые базы за пределами границ территории этих городов, так как, по сути, предлагается располагать их на территории другого субъекта Российской Федерации.
Кроме того законопроектом устанавливается запрет на предоставление торговых мест иностранным гражданам и лицам, привлекающим иностранных работников в качестве продавцов, в городах федерального значения Российской Федерации. Также вводится норма, согласно которой контроль за деятельностью рынков осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а в городах федерального значения - общественными дружинами. Представляется, что таким способом автор законопроекта предлагает решить вопросы общественной безопасности на территории рынков. Однако никаких новых норм о поддержании общественной безопасности законопроект не предусматривает. Вместо этого законопроект вводит понятие "контроль рынков", которое не закреплено и не определено законодательством Российской Федерации, и не ясны содержание такого контроля и порядок его осуществления. Кроме того, установление вышеназванного запрета исключительно для городов федерального значения Российской Федерации, по мнению Комитета, необоснованно и нецелесообразно.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает внесение предлагаемых изменений нецелесообразным и не поддерживает принятие проекта федерального закона N 414133-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части требований к организации розничных рынков), внесенного депутатом Государственной Думы Р.И.Худяковым, и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.