Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 419191-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(в части установления ответственности за получение иностранным гражданином разрешения на временное проживание в Российской Федерации путем заключения фиктивного брака)
внесен Законодательным Собранием Калужской области
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 419191-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на усиление мер противодействия незаконной миграции.
В связи с этим законопроектом предлагается установить уголовную ответственность за незаконное получение разрешения на временное проживание в России, а равно российского гражданства посредством заключения фиктивного брака. Так, законопроект дополняет Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) статьей 322.2 "Незаконное получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации, гражданства Российской Федерации".
Рассмотрев представленный законопроект, Комитет отмечает следующее.
В настоящее время Уголовный кодекс РФ уже содержит статью 322.2, именуемую "Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации".
В части получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание в России путем заключения фиктивного брака необходимо учитывать, что недействительным признается брак, заключенный без намерения создания семьи (фиктивный брак). При этом признание брака недействительным производится судом. Брак признается недействительным со дня его заключения (статья 27 Семейного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, разрешение на временное проживание, равно как и вид на жительство, иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение (вид на жительство) аннулируется в случае, если иностранный гражданин заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание (вида на жительство), и этот брак признан судом недействительным (статьи 7, 9 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ).
В случае аннулирования такого разрешения либо вида на жительство иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней. Иностранный гражданин, не исполнивший данную обязанность подлежит депортации (статья 31 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ).
При этом в соответствии со статьей 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в России влечет наложение административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В части получения иностранным гражданином российского гражданства путем заключения фиктивного брака стоит отметить, что в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон о гражданстве) иностранец может подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, т.е. без соблюдения условия о пятилетнем сроке проживания иностранца в России со дня получения вида на жительство, если он состоит в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет.
Статьей 22 вышеуказанного закона предусмотрено, что решение о приобретении российского гражданства подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.
Кроме того, для приобретения иностранцем российского гражданства необходимо наличие у него вида на жительство, которому предшествует этап получения разрешения на временное проживание. Однако законопроектом не предусмотрена уголовная ответственность за незаконное получение иностранным гражданином вида на жительство.
Также следует отметить, что предлагаемая законопроектом максимальная санкция за указанные преступления в виде лишения свободы сроком до трех лет, на наш взгляд, представляется несоразмерной, т.к. не соответствует степени общественной опасности таких деяний.
Таким образом, Комитет полагает, что рассматриваемый законопроект не согласуется с действующим миграционным законодательством, поскольку уголовное преследование лица, которое обязано покинуть территорию Российской Федерации, будет крайне затруднительным. На наш взгляд проблема приобретения российского гражданства посредством заключения фиктивного брака должна решаться в рамках миграционного законодательства.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 419191-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Калужской области.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.