Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 537480-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в целях расширения полномочий товарищества собственников жилья по управлению общим имуществом в многоквартирном доме"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 537480-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в целях расширения полномочий товарищества собственников жилья по управлению общим имуществом в многоквартирном доме", внесенный депутатом Государственной Думы И.И. Никитчуком (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается наделить органы управления товарищества собственников жилья полномочием по передаче в пользование объектов общего имущества в многоквартирном доме. В этой связи Комитет обращает внимание на то, что в предмет правового регулирования статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации входят исключительно отношения права общей собственности в многоквартирном доме, которые не зависят от наличия в таком доме товарищества собственников жилья. Предлагаемое изменение не может быть поддержано Комитетом, так как оно не является предметом регулирования указанной статьи.
Кроме того, приведенный в пояснительной записке довод, основанный на несогласованности части 4 статьи 36 и пункта 1 части 2 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, не обосновывает необходимость внесения соответствующего изменения, так как имеющееся у товарищества собственников жилья право на предоставление в пользование или ограниченное пользование части общего имущества в многоквартирном доме обусловлено исключительной компетенцией общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Это означает, что решения, связанные с использованием общего имущества в многоквартирном доме и для принятия которых требуется квалифицированное большинство (не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме), должны приниматься с соблюдением порядка, установленного статьями 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации. В свою очередь, товарищество лишь реализует принятое общим собранием решение, например, путем заключения договора аренды на часть общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, Комитет не усматривает противоречий между частью 4 статьи 36 и пунктом 1 части 2 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также коллизии права.
В то же время предоставление органам управления товарищества собственников жилья права принимать решение о передаче объектов общего имущества в многоквартирном доме наравне с имеющимся у общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме такого права не согласуется с концепцией Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации в части распоряжения объектами общей долевой собственности.
Комитет считает также возможным обратить внимание на то, что указанным законопроектом не может быть достигнута цель, направленная на упрощение порядка принятия решений в отношении общего имущества в многоквартирном доме в отсутствие сбалансированности интересов всех участников долевой собственности - собственников помещений в многоквартирном доме, являющихся членами товарищества собственников жилья и собственников, не являющихся таковыми. Реализация положений законопроекта может повлечь возникновение ситуаций, при которых распоряжение имуществом будет осуществляться ограниченным кругом лиц в отсутствие волеизъявления большинства собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и не являющихся членами товарищества, а также злоупотребления своим положением членами органов управления товарищества.
Следует отметить, что проблемы, связанные с трудностями проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, которые подробно описаны в пояснительной записке, могут быть решены иным путем, например, с помощью использования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства или иных систем при проведении общего собрания в форме заочного голосования в соответствии со статьей 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также Комитетом рассматривался соответствующий вопрос, в результате чего выработан подход, направленный на упрощение процедуры проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, организационное обеспечение созыва общего собрания, оптимизацию процесса принятия решения о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Соответствующий подход изложен в поправках к проекту федерального закона N 500410-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый в первом чтении 16 сентября 2014 года.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 537480-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в целях расширения полномочий товарищества собственников жилья по управлению общим имуществом в многоквартирном доме".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.