Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 664658-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. решением Комитета от 20 января 2015 г. N 126/3)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 664658-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки, целью проекта федерального закона N 664658-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее также - проект) является предоставление резидентам доступа к открытому международному факторингу посредством участия уполномоченных банков и российских факторинговых компаний в финансировании резидентов, являющихся поставщиками товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности. В этих целях проектом (пункт 1 статьи 1) предлагается расширить круг допустимых валютных операций между резидентами за счет операций, связанных с получением иностранной валюты в рамках заключенных между резидентами договоров финансирования под уступку денежного требования (факторинга). Также статьей 1 проекта предлагается внести изменения в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", установив в них порядок репатриации резидентом иностранной валюты в случае заключения договора факторинга, а также порядок обмена документами с органами и агентами валютного контроля. Статьей 2 проекта предусмотрено установление административной ответственности за новые виды правонарушений в сфере репатриации резидентом иностранной валюты при наличии договора факторинга.
В целом одобряя инициативы, направленные на ускорение оборачиваемости средств российских экспортеров и повышение эффективности экспортных операций, Комитет считает, что в проектируемых нормах не в полной мере учтена природа отношений между фактором и клиентом и распределение их ответственности.
Так, согласно новой части 5 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в случае, если резидентом было уступлено финансовому агенту (фактору) - резиденту денежное требование иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающейся резиденту в рамках соответствующего внешнеторгового договора (контракта) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 статьи 19, если он обеспечил в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором (контрактом), получение от нерезидента причитающейся по такому внешнеторговому договору (контракту) иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на банковский или корреспондентский счет финансового агента (фактора) - резидента.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 824 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. При этом цена, за которую уступается денежное требование, в большинстве случаев не эквивалентна цене самого денежного требования, а при состоявшейся уступке денежного требования у клиента отсутствуют механизмы воздействия на должника по взысканию такого требования, в связи с чем реализация порядка репатриации валютной выручки, установленного новой частью 5 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", представляется затруднительной.
Также следует иметь в виду, что статьей 831 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено два режима прав финансового агента на суммы, полученные от должника. В том случае, если по условиям договора финансирования под уступку денежного требования финансирование клиента осуществляется путем покупки у него этого требования финансовым агентом, последний приобретает право на все суммы, которые он получит от должника во исполнение требования, а клиент не несет ответственности перед финансовым агентом за то, что полученные им суммы оказались меньше цены, за которую агент приобрел требование.
Если уступка денежного требования финансовому агенту осуществлена в целях обеспечения исполнения ему обязательства клиента и договором финансирования под уступку требования не предусмотрено иное, финансовый агент обязан представить отчет клиенту и передать ему сумму, превышающую сумму долга клиента, обеспеченную уступкой требования. Если денежные средства, полученные финансовым агентом от должника, оказались меньше суммы долга клиента финансовому агенту, обеспеченной уступкой требования, клиент остается ответственным перед финансовым агентом за остаток долга.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 664658-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении при условии его доработки и уточнения ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Н.В. Бурыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.