Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 414076-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (в части регламентации положений о смертной казни и усиления ответственности за совершение террористического акта) внесен депутатом Государственной Думы Р.И. Худяковым
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 414076-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на расширение сферы применения высшей меры наказания, а также на усиление уголовной ответственности за совершение террористического акта.
В связи с этим, законопроектом предлагается внести изменения в статью 59 "Смертная казнь", статью 78 "Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности", статью 83 "Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда", статью 87 "Уголовная ответственность несовершеннолетних", статью 88 "Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним" и статью 205 "Террористический акт" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Также законопроект дополняет статью 389.4 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации проектной частью 1.1, согласно которой апелляционные жалоба и представление на приговор, вынесенный лицу, осужденному к смертной казни, могут быть поданы в течение пяти лет со дня постановления приговора.
Одновременно законопроект вносит изменение в статью 185 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев представленный законопроект, Комитет отмечает следующие принципиальные положения.
В части, касающейся внесения изменений в статью 59 "Смертная казнь" УК РФ, важно обратить внимание на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 19 ноября 2009 года N 1344-О, согласно которой в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни, и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо номера "N 1344-О" следует читать "N 1344-О-Р"
Таким образом, как предусмотрено в указанном определении, взятые Российской Федерацией международно-правовые обязательства в связи с подписанием Протокола N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (ETS N 114) не открывают возможность применения на территории Российской Федерации смертной казни.
Комитет обращает внимание, что Федеральный закон от 05.05.2014 N 130-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" распространил действие части 5 статьи 78 УК РФ и части 4 статьи 83 УК РФ на лиц, совершивших преступления террористической направленности, в частности, террористического акта (статья 205 УК РФ).
Проектные положения статей 87 и 88 УК РФ, предлагающие назначать несовершеннолетним наказание в виде смертной казни, не соответствуют положениям статьи 6 Международного Пакта от 16 декабря 1966 года "О гражданских и политических правах" (Пакт вступил в силу для СССР с 23 марта 1976 года), который является составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, пункт 5 указанной статьи гласит, что смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин.
В части дополнения статьи 205 "Террористический акт" УК РФ новым составом преступления (проектная часть 4) необходимо отметить, что действующая редакция указанной статьи дифференцирует степень общественной опасности, и, как следствие, наступившие последствия совершенного преступления, которые повлекли смерть человека, в зависимости от формы вины: часть 2 - по неосторожности, часть 3 - умышленно.
Однако проектная часть 4 не содержит указания на форму вины при том, что санкция предусматривает лишение свободы на срок от пятнадцати до двадцати пяти лет (с ограничением свободы), а максимальное наказание - смертную казнь, в то время как согласно статье 56 УК РФ максимальный срок лишения свободы составляет двадцать лет.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 414076-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы Р.И. Худяковым.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.