Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 414081-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
(в части регламентации положений о смертной казни и усиления ответственности за склонение к потреблению наркотических средств),
внесенному депутатом Государственной Думы Р.И. Худяковым
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 414081-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на расширение сферы применения высшей меры наказания, а также на усиление уголовной ответственности за склонение к потреблению наркотиков.
В связи с этим, законопроектом предлагается внести изменения в статью 59 "Смертная казнь", статью 78 "Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности", статью 83 "Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда", статью 87 "Уголовная ответственность несовершеннолетних", статью 88 "Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним" и статью 230 "Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Также законопроект дополняет статью 389.4 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации проектной частью 1.1, согласно которой апелляционные жалоба и представление на приговор, вынесенный лицу, осужденному к смертной казни, могут быть поданы в течение пяти лет со дня постановления приговора.
Одновременно законопроект вносит изменение в статью 185 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев представленный законопроект, Комитет отмечает следующие принципиальные положения.
В части, касающейся внесения изменений в статью 59 "Смертная казнь" УК РФ, важно обратить внимание на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 19 ноября 2009 года N 1344-О, согласно которой в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни, и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Определения следует читать как "1344-О-Р"
Таким образом, как предусмотрено в указанном определении, взятые Российской Федерацией международно-правовые обязательства в связи с подписанием Протокола N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (ETS N 114) не открывают возможность применения на территории Российской Федерации смертной казни.
Проектные положения статей 78 и 83 УК РФ, предлагающие не применять сроки давности к лицам, совершившим преступления, предусмотренные статьей 230 "Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов" УК РФ, наравне к тем, кто совершил преступления против мира и безопасности человечества, на наш взгляд, являются чрезмерными и необоснованными, поскольку сформулированные в части 5 статьи 78 УК РФ и в части 4 статьи 83 УК РФ нормы о неприменении сроков давности за совершение преступлений против мира и безопасности человечества являются исключением из общего правила в силу специфики объекта таких посягательств.
Проектные положения статей 87 и 88 УК РФ, предлагающие назначать несовершеннолетним наказание в виде смертной казни, не соответствуют положениям статьи 6 Международного Пакта от 16 декабря 1966 года "О гражданских и политических правах" (Пакт вступил в силу для СССР с 23 марта 1976 года), который является составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, пункт 5 указанной статьи гласит, что смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин.
В части дополнения статьи 230 УК РФ таким квалифицирующим признаком как склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, которое повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, Комитет отмечает, что предлагаемое законопроектом наказание за совершение данного преступления в виде лишения свободы на срок от пятнадцати до двадцати пяти лет не соответствует положениям статьи 56 УК РФ, согласно которым максимальный срок лишения свободы составляет двадцать лет. Аналогичное замечание распространяется на срок наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Кроме того, согласно части 2 статьи 53 УК РФ максимальный срок дополнительного наказания в виде ограничения свободы составляет 2 года.
Наряду с вышеуказанными замечаниями Комитет не может поддержать законодательное предложение установить смертную казнь за склонение к потреблению наркотиков, если это деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц (проектная часть 4 статьи 230 УК РФ), поскольку согласно части 1 статьи 59 УК РФ смертная казнь, являясь исключительной мерой наказания, может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. В свою очередь, в соответствии с частью 5 статьи 15 УК РФ особо тяжкими преступлениями признаются только умышленные деяния за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 414081-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы Р.И. Худяковым.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.