Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 447811-6 "О внесении изменения в статью 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(в части организации деятельности образовательных организаций, реализующих программы начального общего и основного общего образования)
(внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Н.В. Левичевым, О.А. Оганяном, А.А. Озеровым, А.В. Руденко, М.И. Сердюком, А.Г. Тарнавским, А.В. Чепой, В.Е. Шудеговым, А.В. Терентьевым, О.Л. Михеевым, В.Б. Харловым, О.К. Красильниковой)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел проект федерального закона N 447811-6 "О внесении изменения в статью 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части организации деятельности образовательных организаций, реализующих программы начального общего и основного общего образования), внесенный группой депутатов Государственной Думы, и отмечает следующее.
Авторы законопроекта предлагают дополнить статью 66 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) частью 13, определяющей, что "организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего и основного общего образования осуществляется по пятидневной учебной неделе с учетом максимальной недельной учебной нагрузки и соответствия санитарно-гигиеническим требованиям.".
В соответствии с частями 3, 6 статьи 28 Федерального закона вопросы разработки, утверждения и обеспечения реализации в полном объеме образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ относятся к компетенции образовательной организации. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" образовательная деятельность по общеобразовательным программам организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется образовательной организацией. Частью 3 статьи 30 Федерального закона предусмотрено, что образовательная организация при принятии локальных нормативных актов, к которым относится образовательная программа, учитывает мнение родителей, в том числе через представительные органы государственно-общественного управления (попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления образовательной организацией). Таким образом, действующий в настоящее время порядок организации освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования обеспечивает всем участникам образовательного процесса максимальные возможности для учета особенностей психофизического развития обучающихся, состояния их здоровья и возрастных особенностей.
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря N 189 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10) в образовательной организации при установлении образовательной недельной нагрузки обучающихся допускается использование как пятидневной, так и шестидневной (кроме первого класса) учебной недели. Выбор режима учебной недели зависит от уровня и сроков реализации основных образовательных программ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления следует читать как "29 декабря 2010 г."
При этом СанПиН 2.4.2.2821-10 регламентирует количество часов учебного плана, отведенных на освоение обучающимися основной образовательной программы общеобразовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, которое в совокупности не должно превышать количество часов недельной образовательной нагрузки, определяемой в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки и установленной п. 10.5 вышеуказанных СанПиН 2.4.2.2821-10.
По мнению субъектов Российской Федерации, представленному в поступивших в Комитет Государственной Думы по образованию отзывах, организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в режиме обязательной пятидневной учебной недели не позволит освоить в полном объеме действующие учебные планы, особенно в классах с углубленным изучением отдельных предметов. В поступивших отзывах также отмечается, что имеющиеся площади, состояние зданий и сооружений общеобразовательных организаций Российской Федерации при действующих санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах не допускают возможности "уплотнения" расписания уроков, которое приведет не только к увеличению доли обучающихся во вторую смену, но и затруднит качественную реализацию федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования. В свою очередь, увеличение учебной нагрузки неминуемо повлечет за собой физическое и психическое переутомление обучающихся.
Таким образом, по мнению Комитета, освобождение второго выходного дня для обучающихся на практике не даст тех положительных результатов, на которые авторы указывают в пояснительной записке к рассматриваемому законопроекту. Комитет полагает, что определение режима работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе должно устанавливаться именно общеобразовательными организациями в соответствии с полномочиями, закрепленными за ними действующим законодательством в сфере образования, а предлагаемые в законопроекте изменения являются избыточными.
Правовое управление Государственной Думы в своем заключении отмечает необходимость проведения юридико-технической доработки проекта.
Исходя из вышеизложенного, Комитет предлагает при рассмотрении в первом чтении отклонить представленный проект.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.