Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 781977-6 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
В настоящее время Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предусматривает избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
При этом, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
Кандидаты на указанную должность выдвигаются политическими партиями, которые вправе выдвинуть кандидатом на нее лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта Российской Федерации также может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.
Кроме того, Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также с кандидатами, выдвинутыми на указанную должность в порядке самовыдвижения.
С 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации в рамках прямого, равного и тайного голосования. С 2005 год по 2012 год назначались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению Президента России. С 1 июня 2012 года вступил в силу Федеральный закон, возвращающий прямые выборы высших должностных лиц региона.
Настоящий законопроект не предполагает ломать установившуюся три года назад систему, а предлагает дополнить Федеральный закон условием необходимости проживания кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в данном субъекте РФ не менее 5 лет либо иметь трудовой стаж, который он приобрел, работая в организациях (предприятиях) в этом субъекте РФ не менее 5 лет, либо являющимся (ранее являвшимся) депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранным от данного субъекта Российской Федерации или членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представляющим (ранее представлявшим) данный субъект Российской Федерации".
Данное требование является обычным условием во многих странах мира для избрания или назначения на столь высокую должность. Губернатор (глава региона) должен не только обладать необходимым для исполнения своих обязанностей опытом работы, но и знать проблемы субъекта РФ, участвовать в его развитии, "быть своим" для жителей региона. Тогда и его деятельность будет более эффективной и актуальной. Ему не придется вникать в те или иные проблемы населения субъекта Федерации, поскольку он будет знать их не понаслышке. Да и избиратели тоже не станут воспринимать его как "варяга", что создаст комфортное взаимоотношение между главой региона и его населением.
Настоящий проект федерального закона направлен на совершенствование избирательного законодательства, обеспечение прав граждан и эффективность деятельности органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.