Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 308654-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы М.Н. Берулавой, Н.И. Васильевым, Г.А. Зюгановым, В.И. Кашиным, И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным, А.Ч. Эркеновым, А.А. Андреевым, А.В. Корниенко, Н.И. Горовым, А.В. Терентьевым, Д.Ю. Носовым, а также А.Е. Локоть в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ), распространив на граждан, подвергшихся радиационному воздействию при ремонте и (или) реконструкции объектов ядерного комплекса, хранении и (или) захоронении радиоактивных отходов, получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), право на государственное пенсионное обеспечение, предусмотренное для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей.
Исходя из понятийного аппарата Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению обусловлено обязательством государства по возмещению гражданам вреда, нанесенного здоровью исключительно в результате радиационных или техногенных катастроф.
В то же время, как следует из текста законопроекта, указанным в нем гражданам вред причинен радиационным воздействием в связи с исполнением ими трудовых обязанностей на объектах ядерного комплекса.
При этом обращаем внимание, что обязательность возмещения работникам вреда, причиненного радиационным воздействием, предусмотрена статьей 60 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", согласно которой вред, причиненный радиационным воздействием жизни или здоровью работников в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей, возмещается в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в рамках Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Кроме того, реализовать предложенные законопроектом идеи не представляется возможным, поскольку авторами не определен возраст, по достижении которого предоставляется право на пенсию по старости, не установлено наличие необходимого стажа работы, а также не установлено требование по наличию инвалидности вследствие определенных причин, как это предусмотрено Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
Так, по действующему порядку пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, назначается в зависимости от категории либо по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет либо по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет. Некоторым категориям граждан пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
В свою очередь, пенсии по инвалидности устанавливаются гражданам, ставшим инвалидами определенной группы вследствие катастрофы, т.е. имеющим причинно-следственную связь между инвалидностью и воздействием радиации вследствие катастрофы.
Одновременно с этим, категория граждан, поименованная в законопроекте, не конкретизирована: не установлены перечни видов деятельности и должностей в отношении лиц, осуществляющих ремонт и (или) реконструкцию объектов ядерного комплекса, хранение и (или) захоронение радиационных отходов, перечни самих объектов ядерного комплекса, на которых должна осуществляться деятельность, не указан временной период, в течении которого получена доза облучения.
Следует также отметить, что в отношении граждан, которые в процессе своей трудовой деятельности тем или иным образом связаны с негативным воздействием радиоактивных веществ, действующим законодательством уже установлены дополнительные меры социальной поддержки и льготы по пенсионному обеспечению.
Так, некоторые виды работ, в том числе связанные со сборкой, погрузкой, разгрузкой, переработкой, утилизацией, транспортировкой, захоронением отходов и загрязненного радиоактивными веществами оборудования, включены в виды деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" для специалистов, осуществляющих указанную деятельность, предусмотрено установление ежемесячного пожизненного материального обеспечения при выходе на пенсию.
Представляется, что решение вопроса об установлении дополнительных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию при ремонте и (или) реконструкции объектов ядерного комплекса, хранении и (или) захоронении радиоактивных отходов, получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), возможно без предоставления новых пенсионных льгот, а путем изменения положений поименованного Указа Президента Российской Федерации в части расширения перечня видов деятельности и организаций ядерного оружейного комплекса, работа в которых дает право на такое материальное обеспечение.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект и считает, что законодательная инициатива требует дополнительного обоснования.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта.
С учетом изложенного комитет не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.