Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 571638-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
(о предоставлении дополнительных мер государственной поддержки при рождении (усыновлении) в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2026 года только третьего ребенка и об увеличении размера материнского (семейного) капитала)",
внесенному Белгородской областной Думой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 25.09.2014 года (протокол заседания Совета Государственной Думы N 192 пункт 43) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 571638-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о предоставлении дополнительных мер государственной поддержки при рождении (усыновлении) в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2026 года только третьего ребенка и об увеличении размера материнского (семейного) капитала), внесенный Белгородской областной Думой, и отмечает следующее.
1. Авторами законопроекта в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предлагается внести изменения, предусматривающие предоставление права на дополнительные меры государственной поддержки женщинам, родившим (усыновившим) третьего ребенка в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2026 года, а также мужчинам, являющимся единственными усыновителями третьего ребенка, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2026 года. Размер материнского (семейного) капитала для указанных лиц предлагается повысить до 1,5 млн. рублей (в настоящее время он составляет 453 тыс. 026 руб.).
2. При этом предполагается, что материнский (семейный) капитал в первую очередь направляется на улучшение жилищных условий, в случае, если лицо, получившее сертификат на материнский капитал, является членом семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
3. Комитет считает, что указанные положения вступают в противоречие с концепцией Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Так, согласно статье 6 Федерального закона устанавливается единый для всех получателей размер материнского (семейного) капитала, который ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Установление различных размеров материнского (семейного) капитала для отдельных категорий граждан ставит в неравное положение семьи, имеющие детей, в зависимости от момента приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки.
Кроме того, согласно части 3 статьи 7 Федерального закона средства материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям могут быть использованы по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.
Таким образом, законопроектом вводятся необоснованные ограничения по направлению использования средств материнского капитала для его получателей.
4. Принятие рассматриваемого проекта федерального закона потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Согласно представленному финансово-эконмическому обоснованию в 2017 году из федерального бюджета на реализацию законопроекта потребуется 408 млрд. 952 млн. 500 тыс. руб., в 2018 - 433 млрд. 774 млн. 500 тыс. руб., в 2019 году - 458 млрд. 596 млн. 500 тыс. руб. Однако, учитывая существенное увеличение предлагаемого проектом размера материнского (семейного) капитала, количество получателей может существенно вырасти, что повлечет за собой дополнительное увеличение расходов федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если принимается закон либо иной нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. При этом, в нарушение соответствующих положений, рассматриваемый законопроект указанных норм не содержит.
5. Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует отклонить проект федерального закона N 571638-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о предоставлении дополнительных мер государственной поддержки при рождении (усыновлении) в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2026 года только третьего ребенка и об увеличении размера материнского (семейного) капитала), внесенный Белгородской областной Думой.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.