Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 786285-6 "Об особом статусе Красной площади столицы Российской Федерации, города Москвы"
Досье на проект федерального закона
Красная площадь - центральная площадь столицы Российской Федерации, Москвы. Красная площадь на протяжении всей своей многовековой истории (с конца 15 века) служила ареной важных событий отечественной истории. В 1990 году комплекс Московского Кремля и Красной площади были включены в состав списка всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Исключение составляет Государственный кремлевский дворец (бывший Дворец съездов).
С 1918 года в праздничные дни здесь регулярно проводились парады и демонстрации трудящихся. В 1929-1930 годах на Красной площади по проекту А. Щусева был возведен Мавзолей В.И. Ленина. С тех пор Мавзолей регулярно использовался как трибуна, с которой выступали руководители советского государства, а также почётные гости во время различного рода торжеств на Красной площади (прежде всего шествия 1 мая и парада 7 ноября, а с 1965 и парада 9 мая).
Легендарный парад 7 ноября 1941-го года навсегда вошел в историю доблести и героический славы нашей страны, стал символом несгибаемого мужества бойцов Красной Армии и несокрушимого народного духа. Во время парада с трибуны Мавзолея Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин напутствовал бойцов - красноармейцев на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Исторический парад в ознаменование победы СССР над фашистской Германией в Великой Отечественной войне - Парад Победы - также состоялся в Москве на Красной площади 24 июня 1945 года.
Советские воины-победители бросили 200 знамен немецко-фашистских войск, разгромленных на полях сражений, к подножию Мавзолея в знак сокрушительного поражения агрессора.
9 мая 1996 был проведён парад по случаю 51-летия Победы, тогда Мавзолей в последний раз использовался как трибуна. С 1997 года руководящие деятели государства во время парада находятся на временных трибунах, сооружаемых каждый раз по случаю. С этого момента во время торжественных праздничных мероприятий (парады, концерты) Мавзолей закрывают щитами, что, искажает как исторический облик Красной площади, так и историческую правду об истории России. Такая "маскировка", в частности, оскорбляет ветеранов Великой Отечественной войны.
Для сохранения исторического облика Красной площади необходим федеральный закон, регламентирующий его особый статус.
К сожалению, Постановлением Государственной Думы ФС РФ от 21 февраля 2001г. N 1171-III ГД О Федеральном Законе "О статусе Красной Площади города Москвы" данный закон был снят с повторного рассмотрения в связи с отклонением Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 24 декабря 1998 года Федерального закона "О статусе Красной площади города Москвы", принятого Государственной Думой 11 декабря 1998 года.
В связи с отсутствием специального нормативно-правового акта, регламентирующего особый статус центральной площади столицы России, на Красной площади могут появляться несанкционированные конструкции. В частности, в ноябре 2013 г. здесь появился павильон (впоследствии демонтированный) в виде чемодана Louis Vuitton.
После этого Президент РФ В.В. Путин издал Распоряжение от 11.12.2013 г., которым был регламентирован список мероприятий, которые можно проводить на Красной площади.
Ими стали парад Победы (9 Мая), День славянской письменности и культуры (25 мая), День России (12 июня), присяга военных вузов (проходит на Красной площади каждое лето), исторический парад (7 ноября), фестиваль военных оркестров "Спасская башня" и каток.
Что касается прочих мероприятий, включая День города и выпускной бал, то их проведение необходимо согласовывать с Администрацией Президента РФ.
Однако, юридический статус подзаконного акта (в т.ч. и Распоряжения Президента), считаем, недостаточным для регламентации правил сохранения исторического облика и проведения мероприятий на центральной исторической площади Российской Федерации. В силу этого, предлагаемый нами проект закона призван ликвидировать данный правовой пробел и сберечь историческое и культурное наследие Красной площади.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об особом статусе Красной площади столицы Российской Федерации, города Москвы"
Принятие проекта федерального закона "Об особом статусе Красной площади столицы Российской Федерации, города Москвы" не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об особом статусе Красной площади столицы Российской Федерации, города Москвы"
Принятие проекта федерального закона "Об особом статусе Красной площади столицы Российской Федерации, города Москвы" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.