Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 623170-6 "О внесении изменений в статьи 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(в части определения размера ущерба, причиненного лесным насаждениям),
внесенный Законодательным Собранием Вологодской области
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 623170-6 "О внесении изменений в статьи 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на уточнение порядка исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям вследствие их незаконной рубки, уничтожения или повреждения.
В связи с этим законопроектом в примечаниях к статьям 260 "Незаконная рубка лесных насаждений" и 261 "Уничтожение или повреждение лесных насаждений" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) предлагается определять размер ущерба, нанесенный лесам, не только по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, но и по соответствующей методике.
Необходимость введения указанного дополнения обосновывается в законопроекте тем, что при определении нанесенного лесам размера ущерба правоохранительными органами не учитывается его кратность, определяемая в соответствии с установленной методикой исчисления размера вреда, и как следствие, квалификация преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, осуществляется без надлежащего учета степени их общественной опасности.
Рассмотрев представленный законопроект, Комитет отмечает следующее.
Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - методика) утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007г. N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
В соответствии с указанной методикой размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается от 2 до 10 раз в зависимости от категории защитности лесов, времени совершения преступлений (пункт 9 методики).
В настоящее время согласно статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Комитет полагает, что рассматриваемое дополнение позволит наиболее полно отражать реальный размер нанесенного вреда.
Вместе с тем Комитет обращает внимание, что примечанием к статье 260 УК РФ "Незаконная рубка лесных насаждений" установлены следующие размеры ущерба: значительный - превышающий пять тысяч рублей, крупный - пятьдесят тысяч рублей, особо крупный - сто пятьдесят тысяч рублей. В свою очередь, статья 261 "Уничтожение или повреждение лесных насаждений" УК РФ крупным ущербом признает ущерб, превышающий пятьдесят тысяч рублей.
Следовательно, если размер ущерба согласно редакции рассматриваемого законопроекта будет исчисляться не только исходя из размера такс, но и с учетом установленной методики, то итоговая сумма ущерба практически в каждом случае (применительно к статье 260 УК РФ) будет превышать установленный уголовным законом порог в пять тысяч рублей.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 623170-6 "О внесении изменений в статьи 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Вологодской области.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.