Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 575515-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (по вопросу приватизации гражданами жилых помещений в жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий),
внесенный депутатом Государственной Думы В.С. Золочевским
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N N 575515-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (по вопросу приватизации гражданами жилых помещений в жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий), внесенный депутатом Государственной Думы В.С. Золочевским (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается путем внесения изменений в ряд статей Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" закрепить прямое указание на возможность приватизации гражданами жилых помещений, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить статью 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" абзацем, предусматривающим применение норм Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" к отношениям по осуществлению приватизации жилых помещений, использовавшихся в качестве общежитий.
Анализируя предложенные изменения, необходимо отметить следующее.
Право на приватизацию конкретного жилого помещения является производным от статуса нанимателя жилого помещения (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.2006 N 6-П).
При этом действующей редакцией статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2013 N 46-КГ13-5, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года").
Таким образом, отсутствие оформленного договора социального найма и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, не может ограничивать возможность приватизации помещений, подлежащих приватизации в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
С учетом изложенного, внесение изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" представляется излишним.
Дополнительно Комитет отмечает, что автор законопроекта предлагает внести соответствующие изменения в Закон Российской Федерации от 23.12.1992 N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", что не соответствует дальнейшей его концепции.
Законопроектом предлагается исключить пункты 1 - 7 части 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", тем самым закрепить бессрочность их действия, при этом обращаем внимание, что пункты 8 и 9, которые будут признаны утратившими силу с 1 марта 2015 года, также касаются вопросов регулирования процесса приватизации.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 575515-6"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы В.С. Золочевским.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.