Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 788111-6 "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 11 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. N Пр-3086.
В настоящее время действующее законодательство, регулирующее институт арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации, не позволяет обеспечить высокий уровень третейского разбирательства, а также реальную востребованность данного института со стороны участников гражданского оборота.
Несовершенство правового регулирования, предусмотренного в рамках действующего Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", на практике приводит к многочисленным злоупотреблениям с использованием третейских судов, что, в свою очередь, ведет к дискредитации данного института.
Проект федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", заменяющий действующий Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации", направлен на решение указанных выше проблем, результатом чего должно стать создание современного и эффективного механизма правового регулирования института арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации с учетом мировой практики в области регулирования деятельности третейских судов и текущего состояния данного института в Российской Федерации.
Законопроект направлен на регулирование двух основных блоков вопросов:
регламентация процедуры третейского разбирательства, установление требований к третейским судьям (арбитрам), определение порядка вынесения, приведения в исполнение и отмены решения третейского суда;
регулирование процедуры создания постоянно действующих арбитражных учреждений и осуществления ими деятельности, включая установление минимальных требований к их внутренним документам и внутренней организации.
В законопроекте определяются общие требования к процедуре арбитража, которые показали свою эффективность не только в международной практике, но и в рамках применения Закона Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже". При этом предусматривается значительная гармонизация регулирования процедуры арбитража (третейского разбирательства), не осложненного иностранным элементом, и международного коммерческого арбитража, что соответствует опыту ведущих зарубежных юрисдикций.
Законопроектом вводится подробное регулирование вопросов, связанных с заключением арбитражного соглашения, а также устанавливаются общие требования к лицам, выступающим в качестве арбитров. При этом предусматривается иммунитет арбитров от гражданско-правовой ответственности, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу.
Законопроектом предусмотрено введение полноценного института единых и независимых органов содействия и контроля в отношении арбитража. Такие функции по общему правилу будут выполняться государственными судами в установленных случаях, связанных с формированием состава третейского суда, разрешением вопроса о компетенции третейского суда по рассмотрению конкретного спора, а также по отмене и приведению в исполнение решения третейского суда. При этом в отношении Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации определенные функции содействия и контроля будут выполняться президентом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Кроме регламентации процедуры арбитража (третейского разбирательства), требований к арбитрам законопроектом предусмотрен отдельный раздел, посвященный порядку образования и деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений в Российской Федерации.
Так, предусматривается, что в Российской Федерации новые арбитражные учреждения могут создаваться только при некоммерческих организациях. Для создания таких арбитражных учреждений необходимо будет получить разрешение, выдаваемое Правительством Российской Федерации в случае соответствия арбитражного учреждения определенным критериям. Без специального разрешения осуществлять функции постоянно действующего арбитражного учреждения смогут Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации как арбитражные центры с признанной международной репутацией, успешно функционирующие уже более восьмидесяти лет. Для иностранных арбитражных учреждений также предусматривается необходимость получения разрешения.
В части требований к порядку осуществления арбитражными учреждениями своей деятельности законопроект предусматривает целый ряд положений, направленных на регламентацию организационной структуры арбитражного учреждения в целях обеспечения прозрачности его деятельности.
В частности, устанавливаются общие требования к правилам (регламентам) арбитражного учреждения. При этом допускается возможность принятия арбитражным учреждением нескольких правил (регламентов): правила арбитража внутренних споров; правила международного коммерческого арбитража; правила арбитража корпоративных споров и т.д. Кроме того, предусматривается обязательное создание в арбитражном учреждении коллегиального органа - комитета по назначениям, который призван максимально независимо и беспристрастно разрешать вопросы, связанные с формированием состава третейского суда (назначение арбитров (третейских судей), отводы арбитров (третейских судей) и т.д.).
Переходными положениями законопроекта предусмотрен порядок, который позволяет обеспечить исполнимость арбитражных соглашений, заключенных до вступления в силу настоящих изменений и предусматривающих рассмотрение споров в ранее созданных арбитражных учреждениях.
В связи с невозможностью определения специальных требований к третейским судам, создаваемым для разрешения конкретного спора (арбитраж ad hoc), законопроектом предусмотрен ряд ограничений для таких третейских судов: на их рассмотрение не могут быть переданы корпоративные споры, государственные суды не вправе осуществлять содействие в получении доказательств по запросам таких третейских судов и, кроме того, никакие организации, не являющиеся постоянно действующими арбитражными учреждениями, не вправе выполнять отдельные функции по администрированию спора, рассматриваемого таким третейским судом.
Принятие федерального закона будет способствовать развитию института арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации как одного из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющего публично значимые функции и являющегося альтернативным способом разрешения споров.
Повышение авторитета и привлекательности арбитража (третейского разбирательства) в результате принятия законопроекта позволит снизить нагрузку на государственные суды и будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Российской Федерации и деофшоризации национальной экономики.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" потребует внесения изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже", Закон Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон "О саморегулируемых организациях".
В связи с изложенным одновременно с проектом федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1.Указ Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации".
Срок подготовки: по истечении 6 месяцев после принятия проекта федерального закона Государственной Думой во втором чтении.
Исполнитель: Минюст России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении Положения о порядке выдачи разрешения на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения в Российской Федерации.
Срок подготовки: по истечении 6 месяцев после принятия проекта федерального закона Государственной Думой во втором чтении.
Исполнитель: Минюст России, соисполнитель: Минэкономразвития России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении порядка депонирования правил постоянно действующего арбитражного учреждения в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.
Срок подготовки: по истечении 6 месяцев после принятия проекта федерального закона Государственной Думой во втором чтении.
Исполнитель: Минюст России.
4. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации об утверждении перечня квалификаций, предусматривающих право на ведение юридической практики в иностранных государствах.
Срок подготовки: в течение 3 месяцев после принятия федерального закона.
Исполнитель: Минюст России.
5. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации об утверждении порядка направления постоянно действующим арбитражным учреждением уведомления об опубликовании депонированных правил арбитража и завершении формирования органов.
Срок подготовки: в течение 3 месяцев после принятия федерального закона.
Исполнитель: Минюст России.
6. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации об утверждении порядка выдачи предписаний и принятия решений о прекращении деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения и их формы.
Срок подготовки: в течение 3 месяцев после принятия федерального закона.
Исполнитель: Минюст России.
7. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации об особенностях раскрытия информации постоянно действующими арбитражными учреждениями и некоммерческими организациями, при которых они созданы.
Срок подготовки: в течение 3 месяцев после принятия федерального закона.
Исполнитель: Минюст России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.