Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 698895-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части установления приватизации служебных жилых помещений для отдельных категорий граждан),
внесенный депутатом ГД М.В. Дегтяревым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 698895-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части установления приватизации служебных жилых помещений для отдельных категорий граждан), внесенный депутатом Государственной Думы М.В. Дегтяревым (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается установить право на приватизацию служебных жилых помещений для девяти категорий работников бюджетной сферы:
1) педагогические работники и научные работники государственных, муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
2) научные работники и специалисты государственных научных организаций и государственных академий наук;
3) медицинские работники медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения;
4) работники государственных и муниципальных учреждений социальной защиты населения и социального обслуживания;
5) работники государственных и муниципальных организаций культуры;
6) работники государственных и муниципальных физкультурно-спортивных организаций;
7) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
8) лица рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы;
9) работники организаций федеральной почтовой связи.
Между тем, в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные, допускаемые законом способы.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации право на приватизацию конкретного жилого помещения является производным от статуса нанимателя жилого помещения, т.е. приобретается гражданином в силу закона (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.2006 N 6-П).
Приватизация служебных жилых помещений представляет собой отчуждение собственности публично-правового образования в пользу граждан и тем самым - реализацию собственником права распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Исходя из возможности изменения потребностей публично-правовых образований в служебных жилых помещениях с учетом заинтересованности проживающих в них граждан в приватизации этих помещений и преследуя цель соблюдения необходимого баланса прав граждан и собственников жилищного фонда, частью 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственникам предоставлено право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, исключая их тем самым из специализированного жилищного фонда на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Такие решения являются исключением из общего правила, установленного частью первой той же статьи, и не могут предполагать систематического и обязательного отчуждения жилых помещений специализированного жилищного фонда в собственность граждан.
Понуждение собственника жилищного фонда к отчуждению входящих в него служебных жилых помещений в собственность граждан путем установления оснований и условий приватизации является ограничением прав собственности.
Кроме того, всеобщая приватизация служебных жилых помещений приведет к полной ликвидации существующего специализированного жилищного фонда, и как следствие выделение дополнительных средств бюджетов различного уровня для восстановления государственного и муниципального специализированных жилищных фондов.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунального не поддерживает проект федерального закона N 698895-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.