Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 559534-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона вносится изменение в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) (пункт 1 статьи 1 проекта), в котором содержится термин "законодательство Российской Федерации в области воинского учета", являющееся некорректным. Статьи главы 21 Кодекса содержат составы административных правонарушений в области воинского учета, что не дает оснований говорить о наличии такого вида законодательства. Следует учитывать, что воинский учет является частью воинской обязанности (см. статью 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) и, соответственно, частью законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих.
В связи с изменениями в часть 1 статьи 4.5 Кодекса обращаем внимание на содержащуюся в ней формулировку, касающуюся административных правонарушений против порядка управления.
В диспозициях статей главы 21 Кодекса сохраняются или воспроизводятся слова "иной орган, осуществляющий воинский учет". При этом не учтено, что указанные слова исключены Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" из тех положений Федерального закона, которые регламентируют постановку и осуществление первичного воинского учета. Таким образом, диспозиции статей главы 21 Кодекса, предусматривающих административную ответственность за нарушения, связанные с первичным воинским учетом, нуждаются в уточнении.
В новой редакции статьи 21.1 Кодекса (пункт 1 статьи 1 проекта) предусматривается ответственность должностных лиц организаций и органов местного самоуправления за нарушение срока представления списков граждан в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет. При изложении статьи в новой редакции, помимо вышеизложенного замечания, следует обратить внимание на то, что согласно пункту 32 Положения работники, осуществляющие воинский учет в организациях, направляют сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, также в органы местного самоуправления, осуществляющие первичный воинский учет на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов (см. пункт 2 статьи 8 Федерального закона). Аналогичное замечание относится также к части 3 статьи 21.4 Кодекса (см. пункт 32 Положения) (пункт 4 статьи 1 проекта) и к статье 21.5 Кодекса (см. пункт 1 статьи 10 Федерального закона) (пункт 5 статьи 1 проекта).
Кроме того, обращаем внимание на несогласованность между наименованием статьи, в которой идет речь о непредставлении списков граждан, и диспозицией, в которой указано нарушение срока.
Кроме того, обращаем внимание, что согласно пункту 50 Положения гражданин обязан сообщить также о состоянии здоровья (получении инвалидности).
Проектом не предусмотрено внесение изменения в статью 21.2 Кодекса. Однако согласно пункту 32 Положения работники, осуществляющие воинский учет в организациях, оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления.
Следует также учитывать, что Федеральным законом от 6 июля 2006 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву" термин "органы государственной службы медико-социальной экспертизы" заменен термином "федеральные учреждения" (пункт 7 статьи 4 Федерального закона - часть 1 статьи 21.4 Кодекса)
По нашему мнению, следует также уточнить соотношение размеров административных штрафов, указанных в действующих редакциях статей главы 21 Кодекса, и размеров административных штрафов, предусмотренных в проекте.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.