Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 616254-6 "О внесении изменения в статью 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(в части исключения возможности взимания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях платы за пребывание учащихся в группах продленного дня),
внесенный депутатами ГД О.Н. Смолиным, Г.А. Зюгановым, С.П. Кузиным, В.Е. Шудеговым, В.А. Ганзя, О.И. Денисенко, О.А. Куликовым, И.И. Мельниковым, Т.В. Плетневой, Н.И. Васильевым, А.А. Андреевым, А.В. Корниенко, С.П. Обуховым, Д.Н. Вороненковым, А.М. Меткиным, А.В. Потаповым, В.Г. Поздняковым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел проект федерального закона N 616254-6 "О внесении изменения в статью 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части исключения возможности взимания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях платы за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, внесенный группой депутатов Государственной Думы, и отмечает следующее.
Авторы предлагают внести изменение в часть 8 статьи 66 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), полностью исключив возможность взимания в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях платы за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.
Согласно пункта 34 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, по обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Следовательно, услуга по присмотру и уходу за детьми в период их пребывания в группах продленного дня не может быть включена в услугу по реализации образовательной программы общего образования и, соответственно, финансироваться за счет средств, выделяемых на реализацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Комитет обращает внимание на то, что согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится именно создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а не оказание самой услуги по присмотру и уходу за детьми. Соответственно, в части 7 статьи 66 устанавливается, что в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы именно условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.
По мнению Комитета предлагаемое авторами законопроекта исключение возможности взимания в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях платы с родителей (законных представителей) за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня либо исключает возможность предоставления такой услуги образовательными организациями, реализующими основные образовательные программы общего образования, что приведет к возникновению социальной напряженности во всем обществе, либо потребует дополнительных бюджетных ассигнований. В тоже время, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту утверждается, что его реализация не потребует расходов из федерального бюджета и бюджетов других уровней.
Исходя из изложенного Комитет считает, что в случае принятия законопроекта создается полная правовая неопределенность с источником покрытия расходов государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в период их пребывания в группах продленного дня, поскольку авторы законопроекта не указывают, за счет каких источников финансирования будет оплачиваться непосредственно услуга по присмотру и уходу. Данное положение противоречит требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Комитет обращает внимание на то, что Министерство образования и науки Российской Федерации направило в органы государственной власти субъектов Российской Федерации письмо от 24 сентября 2014 года N 08-1346 "О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня", в котором определило, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, должны разработать нормативные акты, регулирующие предоставление услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях. Эти нормативные акты должны содержать:
состав услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня;
методику расчета стоимости услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня;
перечень категорий несовершеннолетних обучающихся и семей, которым услуга по присмотру и уходу за детьми в период их пребывания в группах продленного дня оказывается на льготных условиях;
модель договора между общеобразовательной организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся о предоставлении услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня.
Конкретные обязательства общеобразовательной организации по осуществлению присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня должны быть предусмотрены в договоре между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и общеобразовательной организацией с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189.
При этом в соответствии с частью 9 статьи 66 Федерального закона N 273-ФЗ "не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций в родительскую плату _., за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях.". И так как общеобразовательные организации являются некоммерческими, не допускается извлечение прибыли из платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Родительская плата обеспечивает только возмещение расходов общеобразовательной организации на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня.
Комитет также обращает внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ учредитель образовательной организации вправе, а не обязан устанавливать родительскую плату за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня. В случае установления родительской платы учредитель также вправе снизить размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке.
Правительство не поддерживает законопроект и отмечает, что федеральными государственными образовательными стандартами общего образования не предусмотрены мероприятия по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня. Кроме того, расходы на реализацию указанных мероприятий не учитываются в составе нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования, предусмотренных статьей 99 Федерального закона. Исключение возможности взимания в общеобразовательных организациях, в том числе частных, платы за пребывание учащихся в группах продленного дня при отсутствии источника финансирования может повлечь за собой невозможность осуществлять указанную деятельность.
Из поступивших в Комитет Государственной Думы отзывов органов государственной власти субъектов Российской Федерации только 6 положительные.
Правовое управление Государственной Думы в своем заключении к первому чтению концептуальных замечаний не имеет.
Комитет не поддерживает концепцию законопроекта и предлагает при рассмотрении в первом чтении отклонить представленный проект.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.