Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 788159-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Поскольку регулирование института арбитража (третейского разбирательства) осуществляется в рамках различных отраслей законодательства, одновременно с разработкой проекта федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом вносятся изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже", а также в ряд иных нормативных правовых актов.
Изменения, вносимые законопроектом в действующее процессуальное законодательство, направлены прежде всего на определение порядка осуществления государственными судами функций органов содействия и контроля в отношении арбитража (третейского разбирательства). Кроме того, законопроектом определяется общий подход в отношении споров, которые могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (арбитрабельных споров), с одновременным определением закрытого перечня споров, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (неарбитрабельных споров). Подобное регулирование предлагается как в отношении споров, подведомственных арбитражным судам, так и в отношении споров, подведомственных судам общей юрисдикции.
В частности, разрешается передача на рассмотрение третейского суда отдельных категорий корпоративных споров. Так, по общему правилу признаются арбитрабельными:
споры, связанные с принадлежностью акций, долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паев членов кооперативов, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав;
споры, связанные с назначением или избранием, прекращением или приостановлением полномочий, ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юридического лица;
споры, вытекающие из соглашений участников юридического лица по поводу управления данным юридическим лицом, включая споры, вытекающие из корпоративных договоров.
При этом неарбитрабельными признаются:
споры, связанные с исключением участников юридических лиц;
споры, связанные с применением положений глав IX (Приобретение и выкуп обществом размещенных акций) и XII (Приобретение более 30 процентов акций открытого общества) Федерального закона "Об акционерных обществах";
корпоративные споры, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностных лиц.
Законопроектом вводится ряд ограничений для третейских судов, создаваемых для разрешения конкретного спора и действующих вне рамок какого-либо постоянно действующего арбитражного учреждения - так называемый "арбитраж ad hoc". Во избежание злоупотреблений с использованием такой формы третейского разбирательства предусматривается, что на рассмотрение таких третейских судов не могут быть переданы никакие корпоративные споры (как "внутренние", так и "внешние"), а государственные суды не вправе осуществлять содействие в получении доказательств по запросам таких третейских судов.
В целях повышения эффективности и привлекательности третейского разбирательства законопроектом предусматривается сокращение сроков по рассмотрению дел в арбитражных судах об отмене решения третейского суда и о выдаче исполнительных листов на принудительное его исполнение.
Предусматривается, что данные категории дел подлежат рассмотрению по первой инстанции районными судами (для системы судов общей юрисдикции) и арбитражными судами субъекта Российской Федерации (для системы арбитражных судов). При этом в пределах, предусмотренных процессуальным законодательством, стороны вправе заключать соглашения об определении территориальной подсудности данных категорий дел.
Законопроектом предусматривается унификация оснований для отмены и отказа в приведении в исполнение решений третейских судов с основаниями, применимыми в рамках международного коммерческого арбитража, а также предусмотренными международно-правовыми договорами Российской Федерации (Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.).
Законопроектом предлагается нормативно закрепить в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации фактически признаваемый в настоящее время свидетельский иммунитет арбитров в отношении обстоятельств, ставших им известными в ходе арбитража (третейского разбирательства).
В связи со злоупотреблениями с использованием решений третейских судов в целях внесения изменений в юридически значимые реестры предусматривается, что решение третейского суда может являться основанием для внесения изменения в такие реестры только при наличии исполнительного листа, выданного на основании вступившего в законную силу судебного акта государственного суда. В этих целях законопроектом вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" вносятся изменения, направленные на уточнение положений о защите прав акционеров акционерных обществ (участников обществ с ограниченной ответственностью) с учетом предусмотренных процессуальным законодательством изменений вопросов арбитрабильности корпоративных споров.
В целях повышения уровня, качества и авторитета института арбитража законопроектом предусматривается возможность для судей в отставке выступать в качестве арбитров (третейских судей).
Предлагаемые законопроектом изменения в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" направлены на унификацию процедур арбитража (третейского разбирательства) в рамках проекта федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" с Типовым законом ЮНСИТРАЛ "О международном торговом арбитраже".
Принятие федерального закона в совокупности с принятием федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" будет способствовать развитию и повышению эффективности института арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", будет осуществлено в пределах установленной численности судей арбитражных судов Российской Федерации и судов общей юрисдикции Российской Федерации и не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.