Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 790018-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с действующим законодательством, функционирование рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов происходит в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ "О рынке ценных бумаг", где установлены исчерпывающие понятия в области данного рынка, в частности:
В ст. 2 ФЗ Федерального закона РФ "О рынке ценных бумаг" в определении понятий указано:
Финансовый инструмент - ценная бумага или производный финансовый инструмент.
Производный финансовый инструмент - договор, за исключением договора репо, предусматривающий одну или несколько обязанностей, в том числе обязанность сторон или стороны договора передать другой стороне ценные бумаги, товар или валюту либо обязанность заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом.
В ст. 51.4 Федерального закона РФ "О ценных бумагах" "Особенности заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами" описаны основные условия функционирования рынка производных финансовых инструментов.
В п. 1 ст. 301 Налогового кодекса РФ "Срочные сделки, особенности налогообложения": введено еще одно новое понятие, но с тем же названием: "Финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом РФ "О рынке ценных бумаг". Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Иными словами, вместо необходимого понятия "Производные финансовые инструменты", которое является обобщённым и общепринятым введено ещё одно понятие: "Финансовый инструмент срочной сделки", которое обладает тем же самым значением, что и "Производный финансовый инструмент", но имеет разное значение в ст. 214.1 и ст. 301 Налогового кодекса РФ, что вводит в заблуждение всех участников рынка ценных бумаг и с создаёт определенные трудности при налоговом учёте данных сделок и описание их условий в договорах.
Отдельно стоит отметить, что понятие "Финансовый инструмент срочной сделки" указанный в ст. 301 Налогового кодекса РФ значительно шире, чем понятие "Финансовый инструмент срочной сделки" в ст. 214.1 Налогового кодекса РФ.
В п. 5 ст. 214.1 Налогового кодекса РФ указано: "Отнесение финансовых инструментов срочных сделок к обращающимся на организованном рынке осуществляется в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 статьи 301 настоящего Кодекса", то есть дана фактически ссылка на другое понятие. Как указано выше, понятия "Финансового инструмента срочной сделки" в ст. 214.1 и ст. 301 Налогового кодекса РФ существенное отличаются. Такие же ссылки на ст. 305 Налогового кодекса РФ есть в ст. 212 Налогового кодекса РФ, где соответственно тоже понятия "Финансовых инструментов срочных сделок" разнятся.
Настоящим законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс РФ, заменив понятие: "Финансовый инструмент срочной сделки" на: "Производный финансовый инструмент", обеспечив единый подход к трактовке норм внутри Налогового кодекса РФ, а также привести их в соответствие с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Законопроект поддерживается Правительством Российской Федерации, что отражено в соответствующем Заключении. Замечания Правительства Российской Федерации, высказанные в Заключении, учтены в настоящем законопроекте.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.