Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 789991-6 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручения Государственной Думы о необходимости рассмотрения в рамках предварительного парламентского контроля информации Министерства экономического развития Российской Федерации о наличии проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы на объекты капитального строительства, реконструкции, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год и плановый период (на текущий финансовый год), а также об объемах перераспределения главными распорядителями средств федерального бюджета ассигнований по объектам капитального строительства и реконструкции.
Включение такой нормы в Федеральный закон "О парламентском контроле" обусловлено тем, что, несмотря на значительный объем бюджетных ассигнований, выделяемых федеральным бюджетом на финансирование федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП), в бюджетном законодательстве не предусмотрено утверждение этих расходов отдельным приложением к федеральному бюджету.
Расходы федерального бюджета на ФАИП в 2015 году предусмотрены в объеме 1 086,3 млрд. рублей, что выше уровня 2014 года на 244,7 млрд. рублей, или на 29 процентов. Доля ФАИП в общем объеме расходов федерального бюджета увеличивается с 6 процентов в 2014 году до 8,9 процента в 2015 году.
Последний раз приложение к федеральному бюджету об объеме расходов по ФАИП с распределением по стройкам и объектам утверждалось на 2002 год, и только начиная с 2011 года информация об объектах капитального строительства ФАИП представляется в виде государственного информационного ресурса в сети Интернет.
При этом проблемы, связанные с формированием и исполнением федеральной адресной инвестиционной программы, сохранились.
Так, из 897 строек и объектов, предусмотренных к вводу в 2013 году, введено на полную мощность лишь 528 объектов или 58,9 процента.
По состоянию на 1 июля 2014 года, по данным Минэкономразвития России, из предусмотренных к вводу в 2014 году 825 объектов (без учета специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ) было введено в эксплуатацию 49 объектов или 5,9 процента.
По результатам выборочных проверок Счетной палаты установлено, что по состоянию на начало сентября 2014 года отсутствовала утвержденная проектно-сметная документация с положительным заключением государственной экспертизы по 800 объектам капитального строительства, бюджетные ассигнования на реализацию которых учтены в законопроекте или 50 процентов от их общего количества.
По данным Росстата, объемы незавершенного строительства по организациям государственной власти и управления федерального уровня по состоянию на 1 января 2014 года составили 485,2 млрд. рублей (включая объекты капитального строительства, на которых проводятся только проектные и изыскательские работы) и увеличились по сравнению с 1 января 2013 года на 183,0 млрд. рублей, или на 60,5 процента.
Проверками Счетной палаты также установлен значительный рост объема дебиторской задолженности главных распорядителей средств федерального бюджета в основном по инвестиционным расходам. По состоянию на 1 июля 2014 года дебиторская задолженность составила 191,8 млрд. рублей.
В 2013 году при внесении изменений в Бюджетный кодекс Государственной Думой была поставлена задача о необходимости установления парламентского контроля за эффективностью использования средств, выделяемых на финансирование ФАИП, и принята поправка о включении в состав документов, представляемых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, данных по ФАИП, в том числе информации об объектах капитального строительства, бюджетные ассигнования на которые на очередной финансовый год превышают 1,5 миллиарда рублей.
При этом требования к составу этих данных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации не установлены.
В составе данных по проекту ФАИП отсутствует информация о: количестве объектов, их мощности, сроке ввода в эксплуатацию, наличии утвержденной проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы, проведении публичного технологического и ценового аудита по объектам, объеме использованных по инвестиционному проекту средств федерального бюджета с начала его реализации.
Кроме этого, в данных по проекту ФАИП также отсутствует информация о причинах прекращения финансирования на очередной финансовый год объектов незавершенного строительства, ранее осуществляемого за счет средств федерального бюджета.
Такое положение не позволяет парламенту не только дать оценку направления более 1 трлн. рублей на стимулирование и поддержание экономического роста при рассмотрении проекта федерального бюджета, но и определить эффективность использования этих средств в ходе исполнения бюджета.
Решение этой проблемы особенно актуально в связи с реализацией Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, одним из пунктов которого является приоритизация объектов ФАИП и федеральных целевых программ с целью концентрации ресурсов в первую очередь на объектах, вводимых в эксплуатацию в 2015 году, и на отдельных особо значимых объектах.
При этом анализ материалов, внесенных с проектом федерального закона о внесении изменений в федеральный бюджет на 2015 год, свидетельствует об отсутствии единого подхода в приоритизации объектов ФАИП, по которым планируется сокращение бюджетных ассигнований. В частности отсутствует информация об уменьшении объемов бюджетных инвестиций в связи с отсутствием утвержденной в установленном порядке проектной документации по объектам капитального строительства и (или) детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), включенных в ФАИП.
Кроме того, уменьшение бюджетных ассигнований лишь на 10 процентов по ряду объектов, включенных в ФАИП на 2015 год с ограничениями на выполнение работ и финансирование, свидетельствует о наличии резервов для оптимизации расходов.
В целях повышения эффективности использования средств, выделяемых на финансирование ФАИП, и решения проблем, связанных с формированием и исполнением ФАИП, необходимо в рамках предварительного парламентского контроля при рассмотрении проектов федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (о внесении изменений в федеральный бюджет на очередной финансовый год и плановый период) осуществлять рассмотрение информации, представляемой Министерством экономического развития Российской Федерации, о наличии проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы на объекты капитального строительства, реконструкции, включенные в ФАЙЛ на очередной финансовый год и плановый период (на текущий финансовый год), а также об объемах перераспределения главными распорядителями средств федерального бюджета ассигнований по объектам капитального строительства и реконструкции.
Для обеспечения парламентского контроля и выполнения поручений Государственной Думы также одновременно вносятся изменения в Бюджетный кодекс, в части включения в состав федерального закона о федеральном бюджете отдельного приложения по расходам на реализацию ФАИП на очередной финансовый год и плановый период.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле" не потребует дополнительных расходов, компенсируемых за счет средств федерального бюджета, и не приведет к выпадению его доходов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.