Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 791918-6 "О внесении изменений в отдельные главы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
В современной России попрошайничество официально не запрещено. Таким образом, оно может быть определено как неформальная экономическая деятельность, которая удовлетворяет всем основным критериям неформальной экономики (Elaine L. Edgcomb, Tamna Thetford, 2002):
1. Деятельность легальная, но не контролируемая;
2. Включает как работающих по найму, так и не по найму;
3. Наличные деньги - основное средство обмена;
4. Рабочие условия находятся в инфериорном положении по отношению к тем, что относятся к формальной сфере экономики.
Индивидуальные стратегии попрошайничества эволюционируют со временем за счет собственного опыта и обмена опытом с коллегами-попрошайками. Существуют разные типы кооперации в среде нищих, такие, как распределение времени на доходном месте, заимствование "реквизита" (животные, дети и др.) друг у друга. Частичное перераспределение собранных средств в группе попрошаек, которое также иногда встречается, поддерживает социальный статус участвующих в перераспределении. Широко освещался в пресс случай возле Новоспасского монастыря, когда людям приходилось отдавать все заработанные деньги в обмен на предоставляемое жилье, еду, выпивку и сигареты. Людям также выдавался разного рода реквизит для увеличения прибыли (в данном конкретном случае - собака).
Давно известно, что в нынешнее время попрошайничество в любом виде - это слаженная работа определенных мафиозно-криминальных структур, со своими "забитыми" выгодными точками расстановки, рядовыми работниками и смотрящими бригадирами. Случайная бабушка с кошечкой или псевдомногодетная мамаша не может внезапно встать на такой точке без предварительного согласования и платы в карман смотрящих, а если встанет, то быстро будет изгнана. На эту тему написано тысячи статей в СМИ и снято множество ТВ-репортажей.
Второй аспект сего действия - моральный. Случаи попрошайничества с использованием детей (сейчас в меньшей степени, но есть) и животных (бизнес развивается "как на дрожжах") необходимо пресекать на корню как явление эксплуатации человеком беззащитных существ.
Это бизнес, курируемый организованной группой людей, поставляющих наемным попрошайкам "реквизит": детей, животных и пр. в целях регулярного попрошайничества в людных местах, и зарабатывающих таким образом вовсе не на "еду" и "содержание приюта", как написано на табличках, а себе на жизнь. Дети и животные в этом бизнесе - расходный материал, получаемый как путем воровства, так и по объявлению о пристройстве (в случае с животными), жизнь которых весьма коротка из-за несоблюдения условий содержания.
Попрошайничество с детьми более пресекаемо и наказуемо и на текущий момент является редким явлением. А вот попрошаек с животными постоянно видят у станций метро, в метро и в пригородных электричках: это люди (чаще всего заметно алкозависимые) с разными утомленного вида собаками/кошками, постоянно спящими в коробках щенками/котятами, с табличками "Помогите приюту" или в фальшивых накидках с надписью о несуществующем приюте (иногда с названиями реальных приютов). Во многих из этих животных люди узнают украденных, потерянных или переданных в "добрые руки" животных. Попрошайки ежедневно собирают с населения огромные суммы, давя на жалость и предоставляя ложную информацию о сборе средств "для приюта" (подтверждающих документов у них нет, а упомянутых приютов не существует или приюты не подтверждают информацию о таком способе сбора пожертвований).
Данные действия содержат признаки состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ, однако сотрудники полиции обращения граждан по поводу мошенничества игнорируют. Реакция полиции по факту обращения граждан в отделения УВД о присутствии попрошаек преимущественно отсутствует, что также заставляет задуматься о том, что руководители попрошаек (организаторы бизнеса), по-видимому, имеют взаимовыгодную договоренность с сотрудниками полиции на местах, что при современных лозунгах правительства о борьбе с коррупцией вызывает особое возмущение. Существующие статьи закона в случаях с младенцами (из-за термина "вовлечение") и животными (из-за отсутствия запрета на их использование) не применимы.
С точки зрения здравого смысла, если у тебя больной ребенок, голодают кошечки-собачки, то нормальный человек не будет подвергать их еще большей опасности, таскаясь с ними по людным местам в жару, холод, дождь и ветер. Сами зоозащитники призывают не помогать попрошайкам, которые спекулируют на любви к животным. Алкоголики, сидящие в обнимку с собаками и просящие денег на их прокорм, на самом деле собирают их себе на алкоголь, а уж что достается несчастным собакам, никто не ведает, иногда бывает, что ими и закусывают. Бабушка-коробочница, берущая на реализацию лишних котяток у граждан за 300 рублей, благополучно выкидывает неотданных котят в случае их смерти в ближайший овраг. А смерть в случае принятия в "одну коробку" котят, не проверенных на вирусы, - это дело пары недель. Остальное всё - сказки для наивных жалостливых людей. Никакие официальные приюты для животных не занимается стихийным попрошайничеством на улицах, как и не занимаются этим официальные представители РПЦ. Всё остальное - профанация, незаконный заработок денег (сродни мошенничеству) и криминал, который надо останавливать. Кроме того, такое попрошайничество вызывает общественное раздражение, влечет антисанитарию и другие неприятные последствия. Таким образом, и для поддержания общественной безопасности, общественного порядка, декриминализации городов и населенных пунктов просто необходимо внести подобные изменения в законодательство.
Третий аспект - санитарно-эпидемиологический. Никто животным, конечно, прививок не делает, от глистов не обрабатывает, да и уж тем более от блох. Все это чревато последствиями как для самих животных, так и для людей, с которыми они контактируют. Микоплазмоз, токсоплазмоз, хламидиоз - это заболевания, которые крайне опасны для человека, не говоря уже о бешенстве и лептоспирозе.
Заболеть можно, просто погладив животное (котёнка, щенка). Практикующие ветеринары утверждают, что им регулярно приходится лечить животных, работавших на улицах и которых зоозащитники забрали у попрошаек, от зооантропонозов. Для большинства попрошайничающих с животными, как уже указывалось выше, деньги важнее состояния животного, иначе бы они подобным занятием не занимались.
Социальную значимость данной проблемы сложно переоценить. По словам представителей Благотворительного фонда помощи животным "Большие сердца", помимо того, что люди вводятся в заблуждение и передают денежные средства данным недобросовестным субъектам, очевидно плохое обращение с животными, не получающими должного ухода, что приводит к летальным исходам, возможны вспышки эпизоотий и зооантропонозов. В случае попрошайничества под видом представителей приютов порочится деятельность всех зоозащитников, волонтеров и владельцев приютов, накладывается отпечаток на благотворительную деятельность. Кроме того, картину томящихся на солнце под дождем животных на поводках с неприятного вида людьми рядом ежедневно наблюдают дети и чувствительные взрослые, что зачастую может наносить им психологические травмы.
Сейчас попрошайничество ненаказуемо из-за трактовки попрошайничества как "назойливого приставания к гражданам", а такие попрошайки обычно мирно сидят или стоят с табличками "Помогите приюту".
В связи с вышеизложенным предлагается дополнить главу 20 "Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 20.33 "Попрошайничество в общественных местах с использованием животных".
Часть первая предлагаемой статьи определяет попрошайничество с использованием животных как "нарушение общественного порядка, выражающееся в вербальных и невербальных (с помощью предметов, призывающих оказывать материальную помощь, как-то: табличек, ёмкостей для сбора денег и т.п.) просьбах к посторонним лицам о передаче денег и другого имущества, под предлогом помощи предоставляемым на обозрение животным". Действительно, тактика современных попрошаек - тонка и ненавязчива. Никто уже не дергает прохожих за полу пиджака - мол, дяденька, дайте копеечку. Как правило, они стоят с самодельными плакатами с просьбами о помощи или бродят по вагонам метро и электричек с жалобными фразами: "Подайте на корм животным...".
Предлагается установить за подобные действия административную ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Также проектируемая статья 20.33 содержит часть 2, которая устанавливает административную ответственность за квалифицирующие признаки попрошайничества с использованием животных, а именно: попрошайничество с использованием животных, повлекшее причинение вреда здоровью животного или причинение ему смерти. Административная ответственность в этом случае заключается в наложении административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В целях конкретизации понятия "общественных мест" и во избежание парализации сбора средств на благотворительные цели в диспозиции данной статье устанавливается, что под общественными местами в целях данной статьи понимаются территории населенных мест, предназначенные для возможного свободного посещения неопределенного круга посетителей (улицы, площади, скверы, вокзалы, рынки, остановочные пункты, парки культуры и отдыха, подземные переходы, общественный транспорт и т.п.), за исключением объектов, на которых с разрешения собственника объекта специально осуществляется сбор благотворительной помощи исключительно для животных.
Практический результат принятия данного законопроекта и включения проектируемой статьи 20.33 в КоАП РФ будет заключаться в следующем:
- снижение числа попрошаек-мошенников на улицах городов, портящих вид улиц и оставляющих неприятный осадок у прохожих (в том числе туристов), т.к. попрошайничество с животными станет невыгодно и наказуемо;
- улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки и снижение рисков возникновения эпизоотий и зооантропонозов в местах проживания большого количества людей;
- снижение негативного настроения и жалоб жителей городов в полицию / муниципалитеты / правительство, сталкивающихся с подобными явлениями и не имеющих возможности / инструмента повлиять на ситуацию;
- повышение авторитета благотворительных зоозащитных организаций/приютов; - пополнение бюджета вследствие сбора штрафов.
Принятие данного законопроекта не потребует выделения дополнительных расходов из федерального бюджета, а также принятия других федеральных законов или внесения в них изменений.
Положения предлагаемого законопроекта соотносятся с нормами проекта Федерального закона N 458458-5 "Об ответственном обращении с животными", принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в I чтении 23 марта 2011 года, и относятся к единому комплексу нормативного правового регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные главы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные главы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительного бюджетного финансирования.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные главы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные главы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.