Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 668762-6 "О внесении изменений в статьи 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный Законодательным Собранием Челябинской области
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 668762-6 "О внесении изменений в статьи 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Законодательным Собранием Челябинской области.
Представленным законопроектом в статьи 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях инициируются изменения, согласно которым предлагается установить административную ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства по профессии (специальности, должности или виду трудовой деятельности), не указанных в их разрешениях на работу, а также за осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства в нашей стране такой трудовой деятельности.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что рассматриваемый проект федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации и не содержит разночтений с законодательными и иными нормативными правовыми актами действующего законодательства Российской Федерации, равно как и согласуется с международными договорами нашей страны.
Комитет считает необходимым подчеркнуть, что согласно пункту 4.2 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" зафиксирована недопустимость осуществления временно пребывающими в Российской Федерации иностранными гражданами (и, соответственно, лицами без гражданства) трудовой деятельности вне пределов тех субъектов Российской Федерации, на территории которых им выданы разрешения на работу в нашей стране, а также недопустимость их трудовой деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанных в их разрешениях на работу. При этом, по общему правилу (т.е. за исключением случаев, специально предусмотренных согласно федеральным законам), российские работодатели (или заказчики работ (услуг)) не вправе привлекать иностранных граждан (и лиц без гражданства) к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (а, значит, и разрешена их трудовая деятельность в Российской Федерации), а равно, по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанных в разрешениях на работу данных иностранных граждан и лиц без гражданства.
В то же время Комитет обращает внимание на то, что в случае несоблюдения обозначенных правил о недопустимости трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанных в их разрешениях на работу, а также о недопустимости привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к такой трудовой деятельности в нашей стране, - четкое закрепление соответствующих административных составов в действующем Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует.
Таким образом, несмотря на то, что в КоАП РФ содержится несколько положений, предусматривающих как ответственность иностранного работника за осуществление им трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу в нашей стране или разрешено его временное проживание в Российской Федерации (статья 18.10 КоАП РФ), так и ответственность российского работодателя (или заказчика работ (услуг)), привлекающего к трудовой деятельности иностранного работника при отсутствии у него разрешения на работу либо за привлечение данного работника к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу или разрешено временное проживание в Российской Федерации (статья 18.15), - при оценке наличия административных санкций в отношении российских работодателей и заказчиков работ (услуг) именно за привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанных в их разрешениях на работу, а равно в отношении самих иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление в нашей стране подобной трудовой деятельности следует констатировать невозможность применения таких административных санкций вследствие отмеченного правового пробела.
С учетом указанных обстоятельств Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству констатирует, что предлагаемые обсуждаемым законопроектом нововведения не могут быть оценены в качестве некоего дублирования норм, уже предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, а, значит, и отнесены к избыточному правовому регулированию - (как необоснованно, по мнению Комитета, полагают некоторые субъекты права законодательной инициативы), - поскольку даже в своей совокупности вышеприведенные статьи Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящее время не позволяют привлекать к административной ответственности нарушителей обозначенных правил, касающихся недопустимости трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанных в их разрешениях на работу.
Поэтому представленная законодательная инициатива оценивается Комитетом как вполне мотивированная, обоснованная и целесообразная.
В связи с изложенным Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять в 1-ом чтении проект федерального закона N 668762-6 "О внесении изменений в статьи 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Законодательным Собранием Челябинской области.
Настоящее Заключение утверждено Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "26" февраля 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.