Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 670120-6 "О внесении изменений в статью 88 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(в части снижения заградительного барьера с 5 до 2,25 процентов голосов избирателей),
внесенный депутатом ГД А.Н. Диденко
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный депутатом Государственной Думы А.Н.Диденко.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 88 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), снизив число голосов избирателей, необходимое для участия выдвинутых политическими партиями списков кандидатов в распределении депутатских мандатов с 5 процентов до 2, 25 процентов голосов избирателей (далее - процентный барьер), принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.
Рассматриваемый законопроект, по мнению автора, направлен на увеличение явки избирателей на выборах 4 декабря 2016 года, повышения доверия избирателей к демократическим институтам.
Голосующие за небольшие партии граждане получат юридическую гарантию представительства их интересов в будущей Государственной Думе.
При этом автор указывает, что при снижении процентного барьера в новый парламент смогут пройти не более 10 партий, которые создадут свои небольшие фракции (1-3 депутата).
Комитет отмечает, что согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1998 г. N 26-П 5 процентный барьер в странах с устойчивой многопартийной системой является средним показателем, позволяющим без искажения принципа пропорциональности выполнять те задачи, ради осуществления которых он вводится в пропорциональной и смешанной избирательных системах и потому не рассматривается как чрезмерный.
Введение процентного барьера, означающего некоторое ограничение пропорциональности представительства, позволяет, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 17.11.1998 г. N 26-П и Постановление от 16.07.2007 г. N 11-П), избежать раздробления депутатского корпуса на множество мелких групп с тем, чтобы обеспечить нормальное функционирование парламента, стабильность законодательной власти и конституционного строя в целом.
Реформирование избирательной системы требует согласования с нею правовых основ функционирования многопартийной политической системы, способной интегрировать интересы и потребности общества в целом и его различных социальных и территориальных слоев и групп и адекватно выражать их в Государственной Думе, являющейся по смыслу Конституции Российской Федерации организационной формой представительства воли и интересов многонационального народа Российской Федерации, отражать которые могут только достаточно крупные и хорошо структурированные политические партии.
Кроме того, Комитет отмечает, что в законопроекте отсутствуют положения о внесении изменений во взаимосвязанные правовые нормы законодательства Российской Федерации, связанные с процентным барьером.
Так в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 44 Федерального закона выдвижение политической партией федерального списка кандидатов, кандидата по одномандатному избирательному округу не требует сбора подписей избирателей, если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.
Автор в законопроекте предусматривает, что порог допуска к распределению депутатских мандатов будет ниже 3 процентов, однако не вносит изменения в пункт 5 статьи 33 Федерального закона от 11.07.2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" предусматривающий, что политические партии имеют право на получение средств федерального бюджета, если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов Государственной Думы, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, и соответственно в пункт 1 части 2 статьи 44 Федерального закона.
Полагаем, что в настоящее время 5 процентный заградительный барьер партиям для прохождения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации оправдан практикой проведения избирательных кампаний, поэтому Комитет не считает возможным вносить какие-либо изменения в данную норму Федерального закона.
При этом необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой законодатель, осуществляя правовое регулирование, в том числе в сфере избирательного права, должен соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, что подтверждено Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 г. N 8-П; от 23.04.2004 г. N 9-П; Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 г. N 1565-О.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 16 марта 2015 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.