Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 605979-6 "О надбавках за классное руководство"
(в части установления в Российской Федерации надбавки к заработной плате педагогам, осуществляющим классное руководство в общеобразовательных организациях),
внесенный депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, И.И. Мельниковым, В.А. Ганзя, О.И. Денисенко, О.Г. Дмитриевой, Б.С. Кашиным, Т.В. Плетневой, В.Е. Шудеговым, Н.И. Васильевым, М.Н. Берулавой, А.А. Андреевым, А.В. Корниенко, С.П. Обуховым, Д.Н. Вороненковым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел проект федерального закона N 605979-6 "О надбавках за классное руководство" (в части установления в Российской Федерации надбавки к заработной плате педагогам, осуществляющим классное руководство в общеобразовательных организациях) (далее-законопроект), внесенный группой депутатов Государственной Думы, и отмечает следующее.
Авторы предлагают устанавливать надбавки за осуществление классного руководства в размере трех тысяч рублей к окладам педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, а также частных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам нормами, вводимыми внесенным законопроектом. В тоже время, трудовые отношения, включая вопросы оплаты труда, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, и в соответствии с частью 2 статьи 135 системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами. Также неясны критерии и обоснование назначения фиксированного на территории всей страны значения выплаты за классное руководство именно в размере 3-х тысяч рублей в месяц.
Надбавки согласно статье 2 законопроекта предлагается выплачивать за счет средств федерального бюджета. В тоже время, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вопросы материально-технического и финансового обеспечения деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросы оплаты труда, обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в государственных, муниципальных, частных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации. Таким образом, нормы статьи 2 законопроекта противоречат Бюджетному кодексу Российской Федерации в части разделения бюджетных полномочий между уровнями государственной власти.
Содержащиеся в законопроекте положения об источниках выплаты надбавок за осуществление классного руководства не учитывают нормы статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
В соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 792-р (далее - программа) выплата вознаграждения педагогическим работникам общеобразовательных организаций за выполнение функций классного руководства, реализовавшаяся в рамках приоритетного национального проекта "Образование" за счет субсидий из федерального бюджета, с 2014 года передается на уровень субъектов Российской Федерации. В связи с этим, в Свердловской области необходимые для этого средства учтены в общем объеме субвенции из областного бюджета местным бюджетам на оплату труда педагогическим работникам общеобразовательных учреждений.
Педагогическим работникам Ростовской области в соответствии с постановлением правительства Ростовской области от 22 марта 2012 года N 219 "О системе оплаты труда работников государственных учреждений Ростовской области" установлена надбавка за результативность и качество работы по организации образовательного процесса, размер которой определяется в соответствии с критериями оценки результативности и качества работы педагогических работников. Указанным постановлением также предусмотрено, что в число доплат за осуществление дополнительной работы, не входящей в круг основных должностных обязанностей, входит доплата учителям за классное руководство.
Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие законопроекта и в своем Заключении отмечает, что в Федеральном законе от 2 декабря 2013 года N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрена дотация на частичную компенсацию дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на повышение оплаты труда, связанных с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в том числе и в отношении педагогических работников.
Счетная палата Российской Федерации также не поддерживает данный законопроект, отмечая, что в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в Федеральный закон о бюджете.
Правовое Управление Аппарата Государственной Думы в заключении на законопроект также отмечает, что в связи с принятием Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" выделение бюджетных ассигнований на реализацию данного законопроекта возможно только после внесения соответствующих изменений в указанный Федеральный закон. Таким образом, статья 4 законопроекта и представленный авторами перечень актов федерального законодательства, подлежащих изменению или принятию в связи с принятием данного законопроекта, нуждаются в корректировании.
По мнению органов государственной власти, выраженному в отзывах, поступивших в Комитет Государственной Думы по образованию, принятие указанного проекта федерального закона повлечет за собой возврат к финансированию оплаты труда из двух источников, увеличению разрыва в оплате труда учителей - "предметников" и учителей начальных классов. Также в поступивших отзывах отмечается, что проект закона не раскрывает принципов установления размера надбавки в три тысячи рублей. Авторами не приведены обоснования и расчеты по введению надбавки в указанном размере.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по образованию предлагает отклонить представленный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.